250 часов наблюдений: тяжёлая ноша или бесценный клад?

Вернувшись с очередного наблюдения за ребёнком, подсчитываю, сколько часов мне ещё осталось наблюдать. Перемешанные чувства: душевный подъём от очередного наблюдении за 8-месячным ребёнком, радость, что ещё 4 часа приплюсовываются к моим 178 часам, и в то же время некоторая тревожность от того, как много часов мне ещё осталось наблюдать, и как бы уложиться в сроки.

250 часов! Именно столько часов наблюдений за детьми должны осуществить студенты курса «Ассистенты раннего детства» для получение диплома АМИ для работы с детьми от рождения до 3 лет.

250 часов! Не несёт никакой смысловой нагрузки и не вызывает никакого удивления у людей, не имеющих отношение к Монтессори-педагогике или конкретно к АМИ курсу Ассистенты раннего детства.

А ведь 250 часов – это много. Не просто много, это очень много! 250 часов за 9 месяцев, а это значит: примерно 28 часов в месяц, 7 часов в неделю нужно уделять наблюдениям, чтобы уложиться в сроки и выполнить требование программы.

И это только наблюдений! Не говоря о времени, затрачиваемом на дорогу до места, где проводится наблюдение, и домой, а также на обработку наблюдений и написание ежемесячных отчётов. Нужно ли упоминать, скольких усилий, самодисциплины и иногда жертв стоят эти многочисленные часы в и без того занятой жизни!

И я даже не говорю о трудностях организационного характера, с которыми ты сталкиваешься ещё до начала наблюдений: поиск семей с детьми нужных возрастов, согласных на протяжении нескольких месяцев регулярно иметь в своём доме наблюдающего за их малышом человека; поиск удобного для всех времени, учитывая режим дня ребёнка, график семьи и график наблюдающего студента.

И я не говорю о том, как по неподвластным тебе причинам (заболел ребёнок, уехала семья, праздники, визит родственников и прочее) ты сбиваешься с графика и пытаешься наверстать; как после очередного наблюдения судорожно подсчитываешь часы в надежде поскорее приблизиться к нужным 250 часам. Это знакомо всем тем, кто проходил через АМИ тренинг по программе «Ассистент раннего детства», а также их членам семьи, которые невольно переживают всё это вместе с обучающимся на курсе.

Помимо трудностей логистического характера, сами по себе наблюдения есть задача, требующая определённых усилий и развития себя. Ведь большинство из нас выросли в обществе, где ценится действие, делание, а не созерцание. И то, что требуется для качественных, глубинных наблюдений, какими их видела Мария Монтессори, требует определённой перенастройки и внутренней работы над собой. Но не буду вдаваться в подробности о самих наблюдениях в Монтессори-методе, так как это тема, достойная отдельной статьи.

Да, временами наблюдения даются нелегко в силу вышеперечисленных причин. Бывают дни, когда ты думаешь, как бы хорошо было бы никуда не бежать, а посидеть дома и поделать что-то из огромного списка дел. Бывают дни, когда ты от усталости и вечной гонки уже без энтузиазма идёшь на очередное наблюдение. В такие дни эти 250 часов ощущаются как тяжёлая ноша.

Но бывают дни, особенно после самих наблюдений, когда все трудности просто меркнут, когда сердце переполняется благоговением перед величием творения природы, восхищением от проявлений удивительного мира маленького ребёнка, и благодарностью за предоставленную возможность быть свидетелем всего этого.

Сегодня я, окрылённая после очередного наблюдения за ребёнком, решила запечатлеть свои размышления, чтобы в очередной раз, когда мой ум начнёт жаловаться на тяжесть ноши, я могла напомнить ему, что ноша эта очень ценная и обогащающая, и что ценность её оправдывает и наполняет смыслом все усилия и трудности.

И так, что ценного приносят в мою жизнь эти 250 часов наблюдений за детьми:

  1. Возможность целенаправленно и организованно наблюдать детей без отвлечения на другие дела.

Когда бы ещё в своей жизни я могла уделить такое огромное количество часов просто на наблюдения за разными детьми? Ни активному взаимодействию с ним, ни одновременному выполнению домашних дел или просматриванию ленты в фейсбуке, а всецело именно наблюдению! Ни домашние дела, ни работа, ни телефон, ни социальные сети, ни разговоры – ничего не отвлекает меня. Всё оставлено где-то там, а здесь есть только ребёнок передо мной и его необъятный, такой увлекательный мир!

Если бы не требование программы, не вынужденные временные рамки, разве смогла бы я выделить столько времени этому занятию? Разве находила бы я семьи с маленькими детьми и просила бы их наблюдать за их ребёнком?

  1. Возможность на практике видеть то, что изучала в теории.

Это неустанно приводит меня в восторг. Теория оживает и ты видишь, что всё, что ты изучал — это не мёртвые, ненужные знания, а действительность, неизменно проявляющаяся в каждом ребёнке.

Особенно вдохновляет меня в этом плане именно младенческий возраст. Неописуемо интересно видеть своими глазами проявления заложенной в ребёнка программы развития. Вот он, лёжа на спинке, впервые закидывает ножку в противоположную сторону. Обнаружив новую возможность, ребёнок неустанно повторяет то же самое действие в течении нескольких дней/недель. Спустя некоторое время он закидывает её подальше, его бедро приподнимается, и в один момент он переворачивается на бочок, а потом и на животик.

Проходит ещё некоторое время, и он, лежа на животе, уже подгибает коленочки, его ручки становятся сильнее и он всё дольше держит своё туловище приподнятым. И вот сегодня он впервые оказывается на четвереньках, ещё неуверенно, шатко, через пару секунд укатившись на бочок. Он настойчиво повторяет это движение вновь и вновь. Он кряхтит, усердно пытается привести своё тело в эту новую для него позицию, теряет баланс, и снова повторяет то же самое.

В такие моменты сердце переполняется восхищением и преклонением перед силой природы. И радостью, что теперь, когда ты имеешь теоретические знания о том, что, как и в какой последовательности проявляется и развивается у ребёнка, он предстаёт пред тобой в совершенно новом свете!

  1. Понимание процесса развития ребёнка и осознание естественности и закономерности наблюдаемых процессов.

Сегодня, наблюдая за 8-месячной малышкой, поймала себя на мысли, как же здорово понимать, что стоит за некоторыми действиями малыша, и вместо недоумения и раздражения, разделять с ребёнком радость нового открытия и приобретения.

Как часто многоразовое кидание ложки или любого другого предмета вызывает негативные эмоции у взрослого. Когда-то мне такое поведение малыша казалось непонятным и, после десятого раза, уже утомительным. Но сегодня я иначе смотрю на эту малышку, которая ещё вчера крепко держала предмет, а сегодня, словно кто-то запустил новую программу, она впервые разжала пальчики и отпустила маленький вязанный мячик в свободное падение.

Мячик падает на пол, она смотрит на него. В ту же самую секунду, что взрослый возвращает ей этот мячик, она вытягивает ручку, разжимает пальчики, и мячик снова летит вниз. И так повторяется огромное количество раз.

И сегодня, заметив это новое приобретение – умение выпускать предмет, я радуюсь вместе с ней! Ведь это очередное достижение — показатель того, что нужные соединения между клетками мозга и определёнными группами мышц сформировались, и малышка постепенно приобретает всё больше и больше контроля над своим телом.

  1. Практика присутствия, «здесь и сейчас».

Наблюдение за малышом для меня стало соизмеримо с практикой присутствия. Не знаю, что ещё меня возвращает в момент здесь и сейчас с такой эффективностью, как мои наблюдения за детьми, которые я сейчас делаю. Забывается всё вокруг, приостанавливается моя собственная жизнь со всеми делами, успокаивается ум, я целиком и полностью в моменте, наблюдаю за жизнью человека передо мной.
Нет, так не было с самого начала. Помнится, как мне приходилось прилагать усилия, чтобы возвращать свой прыгающий ум в то, что передо мной в конкретный момент времени. Особенно было нелегко в наблюдениях за новорожденным, когда приходилось попеременно бороться то с сонливостью, то с уводящими куда-то мыслями.

  1. Практика осознанности и безоценочного восприятия.

Один из аспектов наблюдений, который мы практикуем в наших наблюдениях, это отделение субъективной оценки от факта. Нам нужно фиксировать то, что видим перед собой, и не давать оценку тому, что видим. По сути, наши наблюдения за детьми в системе Монтессори и есть практика безоценочного восприятия.

Например, наблюдаю, как ребёнок тянет ручку к лежащему на столе помидору. Ум обычно спешит к умозаключению, и пробегают мысли – «голодный» или «любит помидоры». Тут важно поймать себя, отделить факт от моей оценки его. И действительно, откуда мне знать, что он любит помидоры. Или что малыш голодный? Может малыша привлёк ярко красный цвет? А может это его первая встреча с помидором, и он с интересом исследует его? Ловлю себя на том, что надо отпустить суждение и записываю в тетрадку «тянется за помидором, берёт его всей рукой, передаёт в другую руку, тянет в рот».

Поймать себя и распознать, что твоя мысль – это суждение, а не факт, требует определённой осознанности. И как здорово, что у меня есть дополнительная возможность практиковать это. Каждый раз радуюсь, когда замечаю параллели между Монтессори-педагогикой и глубинными знаниями и практиками.

  1. Оттачивание умения замечать малейшие детали.

Передо мной новорожденный малыш – 2 недели от момента появления в этот мир. Первый час самого первого наблюдения приводят в некий ступор: что записывать, если всё, что этот малыш делает, это спит и сосёт грудь? Его движения хаотичны и однообразны. Небольшие усилия надо собой, успокоение своего беспокойного ума, привыкшего к действиям, и постепенно передо мной начинает открываться целый мир. Оказывается столько много всего можно увидеть! Прошло немного времени, и я замечаю новое движение руки, робкое разжимание кулачков в первый раз, новую гримасу.

То же самое и с грудничком. Казалось бы, малыш всё так же тянется к игрушке, как он это делал последние десять наблюдений, его пальчики всё так же растопырены, но что это: сегодня он впервые схватил предмет, противопоставив большой пальчик остальным.

Эх, а раньше разве бы я разглядела такую мелочь?

  1. Фокусирование внимания на том, что уже есть, а не на то, чего ещё нет.

Это кажется элементарным и понятным, но приобрело новый смысл для меня после замечания моего тренера по поводу одного предложения в моём самом первый отчёте по ежемесячным наблюдениям. В своём отчёте я тогда написала: «переворачивается со спинки на живот, но пока не переворачивается с живота на спинку». Замечание моего тренера о том, что наше внимание должно быть на том, что ребёнок может, а не на том, что пока не может, глубоко засело в моей душе.

Я тогда призадумалась, ведь как часто мы предвкушаем следующий шаг в развитии ребёнка, ожидаем, что он скоро должен делать то-то и то-то, и направляем внимание на то, делает ли это уже ребёнок или нет? Начал ли он переворачиваться? Берёт ли он предмет двумя руками? Пересекает ли он среднюю линию? Поднимает ли туловище на вытянутых руках, когда на животике? Мы ждём чего-то другого, словно то, что уже есть не имеет ценности.

А ведь в ежедневной жизни то же самое. Как часто я заглядываю вперёд, продумываю новый шаг, думаю, что нужно ещё сделать, и не ценю то, что уже сделала! Как здорово, что у меня в этом году такая возможность «накачивать мышцы» на своей способности видеть что есть, а не то, что я думаю должно быть.

Так что же эти 250 часов наблюдений для меня: тяжёлая ноша или бесценный клад? Наверное, и то и то, в зависимости от моего умонастроения в конкретный день. В гонке за часами и страхом не успеть набрать нужное количество до назначенного срока, порою ускользают из поля зрения бесценность опыта, которую ты получаешь в каждый момент, проведённый в спокойном, осознанном наблюдении за младенцем.

Но сегодня я выбираю видеть эти часы наблюдений как бесценный опыт. Этот опыт наблюдений однозначно принёс и продолжает нести огромный вклад в моё развитие, не только в профессиональном плане, но и в личностном.

Да, организация и реализация наблюдений для детьми при прохождения АМИ тренинга Ассистенты раннего детства – это большой труд. Но труд, в итоге приносящий мне столько бесценного опыта! Стоит только отпустить жалобные и беспокойные мысли, и открывается так много!


Комментировать