Слово «Монтессори» всё больше и больше на слуху у всех тех, кто хоть как-то соприкасается в своей жизни с детьми. Кто-то слышал о «Монтессори» в контексте раннего развития ребёнка, другие – в контексте нарастающих в популярности сенсорного развития и занятий по развитию мелкой моторики.
С каждым годом во всём мире стремительно растёт количество Монтессори-садов и школ, производители игрушек всё чаще прибегают к слову «Монтессори» для повышения продаж, а интернет пестрит фотографиями малышей, переливающих воду и пересыпающих крупу «по методике Монтессори».
Cамо слово «Монтессори» способно вызвать самые разнообразные реакции у разных людей, от восхищения до полной неприязни в зависимости от опыта человека с каким-то из элементов системы Монтессори, глубины его знаний и понимания, а также слухов, распространяющихся в его окружении.
Имя «Монтессори» не является зарегистрированной торговой маркой и сам метод Марии Монтессори не был запатентован при её жизни, поэтому, по сути, слово «Монтессори» может использовать кто угодно, даже тот, кто с самой педагогической системой Монтессори имеет мало общего. Этот фактор, наряду с человеческим фактором, приводящим к различиям в интерпретации и реализации педагогической системы, в некоторой степени способствовали неоднозначному отношению к педагогике Марии Монтессори и многочисленным мифам и предрассудкам, распространяющимся по интернету и из уст в уста.
Что же такое «Монтессори» и что стоит за этим, ставшим своего рода модным брендом?
Монтессори в двух словах
Монтессори – это не просто метод раннего развития ребёнка, как часто его позиционируют на просторах интернета, и не просто красивые развивающие материалы. Это целостная педагогическая система, со своей философской концепцией, психологическим обоснованием и методологией.
Педагогическая система Монтессори была сформулирована итальянским учёным и доктором Марией Монтессори (1870 -1952) и стала своего рода революционным открытием в мире педагогики в начале XX века. Система Монтессори — это гуманистическая холистическая система, в центре которой ребёнок как свободная разносторонняя личность со своим потенциалом, особенностями, интересами и темпами развития.
Основу Монтессори-образования составляет индивидуальный интерактивный подход к учению, который позволяет каждому ребёнку самостоятельно развиваться в своём собственном темпе, посредством собственного опыта, исследований и открытий в специально-подготовленной среде.
Наибольшую распространённость в современном мире имеют Монтессори-сады для возраста от 3 до 6 лет, однако успешно функционируют начальные, немногочисленные средние и старшие школы, а также сады для детей до 3 лет.
О Марии Монтессори часто говорят, что она, как и многие великие люди, шла впереди времени. Действительно, идеи, которые она продвигала сто лет назад, сейчас находят подтверждение в достижениях современной психологии, нейрофизиологии и нейропсихологии и явно опережали существующие в её время каноны в обществе относительно развития детей. Мария Монтессори обратила внимание общественности на важность периода от рождения до 6 лет на всё дальнейшее становление человека и во многом перевернула устоявшиеся в то время представления о маленьком ребёнке.
Переворот в видении ребёнка
Монтессори-подход основан на глубоком уважении ребёнка, понимании его потребностей и закономерностей развития. Мария Монтессори свершила переворот в видении ребёнка, заявив, что ребёнок – не пустой сосуд, что внутри него кроется огромный потенциал, заложенный в него от природы, и что ребёнок – творец самого себя.
В основе всей системы Монтессори лежит убеждение, что природой в каждого ребёнка заложена жажда учиться и совершенствоваться, и что ребёнок учится в активном взаимодействии со средой и тем самым самостоятельно открывает в себе и развивает полученный от природы потенциал. Это было величайшее для того времени открытие, «секрет детства», обнаруженный Марией Монтессори.
«И таким образом мы обнаружили, что образование – это не есть что-то, что делает учитель, а есть естественный процесс, спонтанно разворачивающийся в человеке. Оно достигается не посредством слушания речей, а благодаря опыту воздействия ребёнка на среду» [2, стр.7].
Природа дала маленькому ребёнку всё необходимое для того, чтобы он мог строить себя: впитывающий ум, который позволяет без усилий и устали поглощать из своего окружения всё, что он воспринимает органами чувств; сензитивные периоды, которые позволяют направлять энергию ребёнка на формирование определённых умений и навыков; а также неудержимую жажду деятельности и взаимодействия с окружающей его средой.
Поэтому роль взрослого – оказывать помощь природным силам ребёнка, а также защищать и подпитывать огонёк внутри ребёнка. Для этого нужно изучать и понимать закономерности развития ребёнка, его природу, обеспечивать благоприятную среду для развития, наблюдать за ребёнком, верить в потенциал внутри него, доверять внутреннему учителю ребёнка, который указывает ему путь развития и следовать за ребёнком. «Следовать за ребёнком» — призыв Марии Монтессори, ставший своеобразным девизом для взрослых в Монтессори-системе.
Новый взгляд на образование
Мария Монтессори жила в эпоху, когда образование основывалось на идее, что ребёнок рождается пустым сосудом, и задача образования – наполнить этот сосуд знаниями. Ребёнок – пассивный участник образовательного процесса, молча и неподвижно поглощающий информацию, исходящую от взрослого. Движение учеников в классе рассматривалось как препятствие работе учителя и всячески пресекалось (удивительно, что прошло сто лет с тех времён, а в большинстве школ мира образование по-прежнему базируется на подобных идеях).
Основываясь на совершенно ином видении ребёнка, Мария Монтессори разработала систему образования, кардинально отличную от классно-урочной системы, до сих пор доминирующей во всём мире. В Монтессори-системе нет учебных предметов, группировки учеников по одному возрасту, нет 40-минутных уроков и неподвижного сидения за партой в течении этого времени, нет оценок, нет разработанной для всех одинаковой программы и многого другого, присущего традиционной системе образования.
Мария Монтессори видела образование не как передачу знаний от учителя ребёнку, а образование как помощь жизни. Образование, по мнению Марии Монтессори, должно начинаться с самого рождения. Но не в том значении образования, к которому мы все привыкли: с партами, учебниками и заучиванием информации, но в значении образования как помощи жизни, как помощи в раскрытии внутреннего потенциала ребёнка.
«Образование больше не должно быть простой передачей знаний, а должно пойти по новому пути, и стремиться к раскрытию потенциала человека» [2].
Таким образом, образование должно быть направлено на то, чтобы активизировать и раскрывать потенциал ребёнка, культивировать естественную жажду познания, с которой приходит каждый ребёнок.
В своих наблюдениях за детьми Мария Монтессори пришла к следующим заключениям, которые формируют философскую базу образовательной системы Марии Монтессори:
- в ребёнке от рождения заложена жажда к познанию и развитию, поэтому наиболее эффективно процесс учения происходит в среде, которая поддерживает врождённое желание ребёнка учиться;
- каждый ребёнок индивидуален, со своими интересами, темпом развития;
- ребёнок учится эффективно, если ему интересно то, что он познаёт;
- учение – активный процесс, осуществляемый самим ребёнком в его собственной деятельности, требующей совместной работы рук и интеллекта;
- движение неразрывно связано с интеллектом и не должно ограничиваться;
- внутренняя мотивация ребёнка к познанию и развитию не должна подменяться внешней, основанной на оценках взрослого, отметках, страхе наказания, соревновании с другими;
- ребёнок — целостная личность, развитие которой должно происходить в единстве всех её аспектов: физического, умственного, социального, эмоционального, нравственного, эстетического;
- присущие ребёнку до 6 лет сензитивные периоды и впитывающий ум позволяют ребёнку развиваться и учиться легко и непринуждённо;
- развитие ребёнка существенно обогащается в разновозрастной группе детей.
Концепт «подготовленной среды»
Мария Монтессори разработала специально-подготовленную среду, которая которая обеспечивает благоприятное пространство и средства для оптимального развития ребёнка в каждом возрастном периоде. Среду, в которой ребенок может самостоятельно развиваться благодаря свободному и активному взаимодействию со специально-разработанными материалами и детьми разных возрастов.
Всё в этой среде содействует самостоятельному учению и развитию. Дети свободно передвигаются, выбирают себе деятельность, место для деятельности, работают в своём собственном темпе, свободно взаимодействуют друг с другом.
Монтессори-среда включает в себя разновозрастных детей, обычно в возрастном диапазоне 3 лет, специально-обученного Монтессори-педагога и комплект Мочнтессори-материалов. Ни без одного из этих элементов Монтессори-система не будет работать в том виде, в каком она создавалась, и, как правило, теряет свою аутентичность.
Новая модель учителя
Поскольку развитие и познание в Монтессори-системе исходит из самостоятельной деятельности учеников, то и роль у педагога абсолютно иная, чем в традиционной системе. Не случайно Мария Монтессори использовала термин «гид» или «наставник» по отношению к педагогу, и сейчас многие Монтессори-сады и школы используют именно этот термин вместо привычного слова «учитель».
Роль учителя – не в том, чтобы наполнять учеников знаниями, а служить связующим звеном между ребёнком и подготовленной средой, свободно взаимодействуя с которой, ребёнок раскрывает свой потенциал.
«Стимулировать жизнь, при этом оставляя её свободной, чтобы она раскрыла себя – есть первейшая обязанность педагога».
Для успешного выполнения этой роли Монтессори-педагог должен хорошо понимать внутренние процессы, происходящие в ребёнке, быть очень чувствительным к психологическим потребностям ребёнка, целенаправленно наблюдать за каждым ребёнком, чтобы своевременно направить внутренние силы ребёнка на ту деятельность, которая сможет удовлетворить внутренние потребности ребёнка в конкретный момент.
По мнению Марии Монтессори, педагог должен не просто изучать философию, ребёнка и дидактические материалы, но должен вступить на путь своего собственного развития, осознавать свои собственные установки и ценности и их влияние на ребёнка.
«… мы должны быть смиренными и искоренять предубеждения, скрывающиеся в наших сердцах. Мы не должны подавлять те черты, которые могут помочь нам в нашей педагогической деятельности, но мы должны сдерживать те внутренние установки взрослых, которые могут препятствовать нашему понимаю ребёнка». [4, стр.153].
В Монтессори-системе мы не увидим педагога, стоящего перед группой сидящих детей и вещающего на весь класс. Зато мы увидим педагога, тщательно подготавливающим среду до прибытия детей, наблюдающего за детьми во время их самостоятельной работы, направляющего, помогающего, грациозно демонстрирующего работу с дидактическим материалом индивидуальным детям или небольшой группе детей.
Задача Монтессори-педагога — создавать и поддерживать среду, которая будет защищать и подпитывать дух и интеллект ребёнка и помогать ему раскрывать свой потенциал.
Таким образом, фокус внимания в Монтессори-системе не на взрослом и его функции наполнения ученика знаниями, а на ребёнке и создании для него специальной подготовленной среды, в которой ребёнок может самостоятельно учиться. Именно идея саморазвития и самообучения отличает систему Монтессори от других педагогических систем. Развитие ребёнка в Монтессори-системе происходит как результат свободной деятельности ребёнка в специально-подготовленной среде.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Mercogliano, Chris.Explaining the Extraordinary, Part One: Cultivating the Potential of the Child. http://www.educationrevolution.org/blog/explaining-the-extraordinary-part-one-cultivating-the-potential-of-the-child/
- Montessori, Maria (1949). Absorbent Mind. Clip Press Ltd. Oxford, England. 2002
- Montessori, Maria. Education for a New World. Oxford: Clio Press. 1946/1989.
- Montessori, Maria (1918). The Advanced Montessori Method. Oxford, England: Clio, 2004.