Для тех, кто после прочтения статьи Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет вдохновился идеей самостоятельного создания карточек, попытаюсь дать подробные инструкции по их изготовлению в домашних условиях.
Обращаю внимание на то, что речь здесь пойдёт о классификационных карточках с картинками, предназначенных для работы с детьми до 3 лет; инструкции для изготовления карточек для сопоставления реального предмета или репродукции с картинкой для того же возраста, а также карточек с картинками и словами, предназначенных для детей постарше, будут представлены в отдельных статьях.
Сразу оговорюсь, изготовление карточек – процесс трудоёмкий и времязатратный, однако, если объединиться усилиями с мамочками-единомышленницами, то от этого занятия можно не только получить удовольствие, но и повысить продуктивность в разы, и в итоге иметь в своём распоряжении не один, а сразу несколько наборов карточек.
Необходимые материалы:
- Принтер
- Компьютер с доступом в интернет (для поиска изображений)
- Картон
- Ножницы или резак для разрезания карточек по контуру
- Ламинатная плёнка или ламинатор (по желанию, для использования карточек в домашних условиях можно обойтись и без ламинирования)
- Клей (если карточки печатаете на обычной бумаге и затем приклеиваете на картон)
Процесс изготовления карточек:
Весь процесс изготовления карточек можно условно поделить на следующие ступени: выбор тематики/категории для набора карточек, подборка изображений для выбранной категории, создание документа с разметкой, вставка и редактирование изображений, печать, ламинирование и разрезание карточек.
Вопрос выбора тематики/категории подробно раскрыт в статье Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет, поэтому не буду заострять внимание на этой ступени.
Что касается подборки изображений, считаю необходимым остановиться подробнее на том, чему следует уделить внимание при поиске изображений для карточек.
Требования к изображениям для изготовления карточек по принципам Монтессори:
-
Реалистичность изображений
В качестве изображений можно использовать фотографии, рисунки, изображения в стиле компьютерной графики, векторные рисунки, но они должны быть реалистичными, а не мультяшными. Маленький ребёнок познаёт и пытается понять мир вокруг него, и наша задача — помогать ему в этом. Так,например, для изображения медведя мы выбираем максимально приближенное к реальности отображение медведя на плоскости (это может быть фото или реалистичный рисунок), а не медведя в шляпе, стоящего на задних лапах и играющего на балалайке. 🙂 -
Изоляция одного объекта
Каждая карточка содержит изображение одного предмета. Например, на карточке изображён один фрукт, а не тарелка с разными фруктами; одна машины, а не дорога с разными видами транспорта). -
Отсутствие отвлекающего фона
Предпочтителен белый фон. Особенно это важно для маленьких детей, а также при первоначальном знакомстве ребёнка с карточками для чтобы внимание ребёнка не отвлекали детали, не относящиеся непосредственно с изображённому предмету. Для детей постарше можно делать карточки с фоном, отражающим окружение предмета (например, самолёт в небе, автобус на дороге, ягода на кусту и прочее). -
Относительная пропорциональность изображений
При выборе изображений и их редактировании следует учитывать пропорциональность размеров изображений в соответствии с пропорциональностью реальных объектов по отношению друг к другу. Так, например, в наборе карточек со средствами транспорта, изображение машины должно быть меньше изображения автобуса; изображение автобуса меньше изображения самолёта и так далее. -
Эстетичность
И сами изображения, и оформление их в карточки должны быть красивыми и приятными для глаз и души.
Для того, чтобы картинки на карточках были высокого качества, при выборе изображения в поисковике обращаем внимание на размер изображений — выбирать лучше изображения большого размера и с высоким разрешением.
Пошаговая инструкция для изготовлению карточек:
Теперь рассмотрим сам процесс создания карточек. В данной статье я расскажу о способе, который использую я сама и с которым я ознакомилась во время Монтессори-тренинга в Портленде. Я знаю, что есть и другие способы, и буду рада, если кто-то из читателей поделится своими знаниями и умениями в комментариях к этой статье.
Способ, который будет представлен здесь, заключается в использовании функции Надпись (text box) для создания разметки карточек с последующей вставкой изображений в эти разметки. Обращаю внимание на то, что я использую Word для Mac, поэтому нижеприведенные инструкции отражают особенности именно этой версии Word. Надеюсь, что пользователи ПК смогут понять общие направления и применить эти инструкции для работы со своей версией Word.
- Создаём документ Word. Уменьшаем поля (для экономии бумаги и большей вместимости на одном листе). Присваиваем документу название и сохраняем у себя на рабочем столе.
- С помощью text box создаём разметку/рамку. Подбираем нужный размер, используя курсор и растягивая рамку до нужного размера.
- По желанию можно поиграться с оформлением рамки, выбрав желаемую ширину рамки и цвет. Оформление рамки не обязательно, а зависит от того, планируем ли мы её оставить на карточках или нет. Если рамку используем только в качестве контура для разрезания, то лучше сделать рамку менее заметной по толщине и по цвету.
- Сделав одну рамку, копируем её и вставляем в том количестве, в котором вмещается на страницу (в моём примере – 4 карточки на страницу). Загрузить готовый шаблон, представленный на фото ниже, можно здесь.
- Вставляем изображения в рамку.
Тут есть 2 способа:
Первый способ: сохраняем найденные в поисковике изображения на рабочий стол или в папку. После того, как изображения подобраны, возвращаемся в документ, наводим курсор в рамку, нажимаем в строке меню Вставить, затем Рисунок и выбираем нужное изображение из папки с подготовленными изображениями. Картинка оказывается в рамке.
Второй способ: копируем подходящее изображение из поисковика, нажимаем курсор в рамке, нажимаем правую кнопку на мышке и выбираем Вставить; скопированная картинка вставляется в рамку. - Редактируем изображение: подгоняем его по размеру и пропорциям в отношении других изображений, выравниваем по центру.
- Повторяем процесс для всех карточек в наборе.
- Сохраняем документ, распечатываем его на картоне (либо на обычной бумаге, но тогда вам нужно будет приклеивать распечатанные листы к листам картона).
- Если вы выбираете ламинировать карточки, то ламинируем целиком распечатанный лист/листы. Ламинировать можно как с помощью прозрачной плёнки, так и с помощью ламинатора. Ламинировать карточки вовсе не обязательно, особенно, если изготавливаете их для домашнего использования с только одним вашим ребёнком.
- Разрезаем карточки по контуру. Если есть возможность, разрезать карточки лучше специальным резаком либо используя острый нож и металлическую линейку. Тогда края получаются идеально ровными. Если такой возможности нет, то всегда можно воспользоваться ножницами.
Углы карточек можно закруглить. Я использовала специальный закруглитель углов, однако это можно сделать и ножницами, если приобрести закруглитель нет возможности.
- Кладём карточки в корзинку или на поднос, ограничиваясь 3-8 карточками, и выставляем на полочку. Ваш ребёнок обязательно заметит новинку!
О том, как именно работать с такими карточками, можно ознакомиться в статье Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет.
Теперь Вы смело можете приниматься за изготовление карточек для занятий по расширению словарного запаса по методу Монтессори в домашних условиях. Объединяйтесь усилиями с другими мамочками и обменивайтесь вашими заготовками. А я с радостью поделюсь своей заготовкой для карточек по теме «Виды Транспорта», представленными на фото выше. Загрузите документ по ссылке, распечатайте его, если есть возможность и желание — ламинируйте напечатанные листы, разрежьте по линиям — и ваш первый набор карточек у вас в руках! 🙂
Скачать набор карточек «Виды Транспорта»Юлия Бортко — montessori-way.ru