Одним из материалов для развития устной речи в Монтессори-среде являются карточки с изображениями. Карточки с изображениями присутствуют как в среде для малышей, так и для детей дошкольного возраста, хотя работа с ними несколько отличается в каждой их этих возрастных групп.
В Монтессори-среде для детей до 3 лет карточки с изображениями применяются в двух видах работ:
- наборы реальных предметов или уменьшенных моделей и карточек с соответствующими изображениями (идентичными или похожими на предметы в наборе), которые используются для установления соответствия между изображением и предметом;
- классификационные карточки с изображениями, используемые непосредственно для расширения словарного запаса.
В данной статье мы остановимся именно на втором виде карточек и рассмотрим, как в домашних условиях организовать работу с классификационными карточками по принципам Монтессори.
Классификационные карточки — это один из тех материалов, который легко может быть привнесён в домашнюю среду, и не только в силу того, что карточки можно изготовить своими руками, но и в силу того, что работа с карточками по методу Монтессори может легко осуществляться родителями или старшими детьми в семье.
Развивающий потенциал карточек с изображениями
Карточки с изображениями позволяют существенно расширить объём понятий и предметов для знакомства по сравнению с реальными объектами или моделями, которые широко используются в работе по расширению словарного запаса в подготовленной Монтессори-среде для детей до 3 лет. Так, например, мы не можем принести в сад или в дом всех животных и насекомых, виды транспорта, деревья и т.д.; карточки как раз позволяют знакомить ребёнка с тем, с чем он сталкивается в большом мире (за пределами дома) или пока может не сталкивался непосредственно в своей ежедневной жизни, но знание которых интересно ребёнку (например, дикие животные, жилища животных и др.).
При грамотном применении классификационные карточки с изображениями позволяют:
- развивать и расширять словарный запас ребёнка, а значит помогать ребёнку участвовать в общении с другими людьми, яснее выражать себя и сообщать о своих нуждах, понимать разнообразие окружающей его речи.
- формировать мыслительные операции классификации и обобщения благодаря организации карточек по категориям.
- формировать восприятие картинки как изображения реального объекта на плоскости.
Когда начинать работу с карточками
Работу с карточками ориентировочно можно начинать после первого годика жизни ребёнка. Обращаю внимание, что это ориентировочный возраст и ни в коем случае не предписание для действий по достижении ребёнком годика. Всё зависит от конкретного ребёнка, скорее всего это ребёнок 14-16 месяцев, чем едва достигнувший годика.
Малышу после года карточки предлагаются только эпизодически, основной же упор в этом раннем возрасте должен быть на непосредственном взаимодействии ребёнка с людьми и предметами, окружающими его. Побольше гуляем, рассматриваем, даём возможность трогать, нюхать и всячески исследовать мир вокруг, общаемся с ребёнком, называем объекты, интересующие ребёнка и всячески включаем его в ежедневную жизнь семьи.
Только когда у ребёнка уже есть достаточно опыта непосредственного взаимодействия с реальными объектами, мы можем начинать периодически предлагать ребёнку работу с карточками. Но! Первоначально карточки должны содержать изображения только тех предметов, которые хорошо знакомы ребёнку из того самого непосредственного опыта в ежедневной жизни. Для ребёнка от 12 до 14 месяцев это могут быть: предметы ухода за ним (расчёска, полотенце, мыло); посуда (кружка, тарелка, ложка); предметы одежды (шапочка, кофточка, штанишки); предметы мебели (стол, стул, кровать).
На начальном этапе наша цель не столько познакомить ребёнка с новыми словами, сколько помочь ему формировать представление о картинке как плоском изображении реального предмета. Без этого представления работа с карточками и словами, ограничится узнаванием и называнием предметов на картинках и не будет переносится на трёхмерные объекты. Такова особенность мышления и освоения речью у маленького ребёнка (подробнее о которых постараюсь рассказать в отдельной статье).
Позднее, по мере того, как у ребёнка формируется представление о картинке как плоском изображении реального объекта, мы можем расширять репертуар и включать карточки с изображениями менее знакомых предметов, при этом всегда оставаясь в пределах знакомой и близкой ребёнку классификации.
Примеры категорий для детей от 1.5 года до 3 лет
Представленный ниже список — это только ориентир и не является обязательным списком карточек в системе Монтессори для этой возрастной группы.
Предметы мебели | Музыкальные инструменты |
Одежда | Жилища животных |
Виды обуви | Деревья |
Домашние животные | Виды транспорта |
Кухонные электроприборы | Профессии |
Виды ягод | Строительные машины |
Ванные принадлежности | Кухонные утварь |
Дикие животные | Спортивный инвентарь |
Насекомые | Породы собак |
Птицы | и другие |
В зависимости от возраста и интересов ребёнка, а также его окружения список может пополняться такими категориями как инструменты для рукоделия (если, например, мама рукодельничает), строительные инструменты (если, например, папа работает с ними по дому и ребёнок их часто видит), пляжные принадлежности (если семья выезжает на пляж), лыжное снаряжение и прочее. Однако, если ваша семья не занимается лыжным спортом, не бывает на пляже, никто в доме не занимается рукоделием, то в вашем арсенале для ребёнка до 3 лет и не нужны карточки с подобными категориями.
Организация работы с карточками по методу Монтессори
-
Группировка изображений по категориям
В один набор включаем изображения предметов в рамках одной категории (например, набор карточек с изображениями посуды, набор с предметами мебели, набор с насекомыми и пр.). При такой организации мы косвенно способствуем формированию у ребёнка начальных представлений о том, что предметы могут объединяться в группы по какому-то признаку (что в недалёком будущем ляжет в основу важных мыслительных операций — классификации и обобщения). -
От знакомого к менее знакомому и затем незнакомому
Начинаем с изображений предметов хорошо знакомых ребёнку из его ежедневной жизни (например, предметы домашнего быта, оборудование на детской площадке, домашние животные) и только потом вводим изображения менее знакомых предметов и существ. -
Релевантность личному опыту ребёнка
Категории и предметы внутри категорий должны быть релевантными жизни Вашего конкретного ребёнка. То есть, если ребёнок никогда не был на пляже, то мы не будем представлять ему карточки с пляжным снаряжением. Зато, если Вы всей семьёй регулярно выезжаете на пикник на природу, то можно сделать набор карточек с изображениями аксессуаров для пикника. -
Небольшое количество карточек в наборе
Для ребёнка раннего возраста (до 3 лет) набор карточек не превышает 8. Начинать лучше с 3-4 карточек в наборе и постепенно увеличивать их количество до 8. Вы можете готовить карточки и с бо´льшим количеством предметов, но выкладывать в корзинку только 3-4, потом менять на другие 3-4 из той же категории. -
Размещение
Набор карточек располагаем в красивый открытый контейнер (корзинку, на поднос, открытую коробочку) и ставим на полочку в свободный доступ для ребёнка. -
Участие взрослого
Для работы с классификационными карточками нужен взрослый (или более старший ребёнок). Язык оживает только в устах человека; без другого человека ребёнок может рассматривать карточки, но это уже не будет работа по расширению словарного запаса. -
Метод трёхступенчатого урока
Для работы с классификационными карточками с детьми раннего возраста (до 3 лет) используем метод трёхступенчатого урока, исключив при этом третью ступень. То есть, мы называем изображённый предмет, предлагаем ребёнку различные действия с карточкой, но не спрашиваем название изображённого предмета, как мы это стандартно делаем при работе с детьми после 3 лет.
Такая особенность обусловленна тем, что ребёнок в этом возрасте может пока не говорить совсем (хотя его пассивный словарь стремительно растёт), либо говорить, но ещё неуверенно. О том, что ребёнок узнаёт изображения и запомнил слова мы узнаем из второй ступени урока, когда он будет производить действия с названной/или ошибочной карточкой. Если ребёнок уже хорошо говорит и сам называет изображённый предмет — прекрасно, но сами мы не просим его назвать, что изображено на картинке.Предлагаю посмотреть коротенькое видео, демонстрирующее две ступени трёх-ступенчатого урока, применительно к детям до 3 лет. Обратите внимание, учитывая особенности ребёнка раннего возраста, во время первой ступени урока, представив карточку и назвав изображённый предмет, мы предлагаем ребёнку взять карточку, рассмотреть изображение и затем положить карточку в указанное нами место.
Также обратите внимание на то, что мы делаем в случае, если ребёнок «ошибается». Я преднамеренно включила такой сценарий в это видео.
Важно!!!
Очень важно не превратить занятия с карточками в натаскивание ребёнка по инициативе мамы. Помним о фундаментальных принципах Монтессори-педагогики, таких как свобода выбора, самостоятельность, следование за ребенком, невмешательство без весомого основания. Забыв о них, очень легко переступить тонкую грань и превратить Монтессори-занятия в просто развивающие занятия.
Если же вы стремитесь заниматься с ребёнком в духе Монтессори-педагогики, то следует помнить, что наша задача – подготовить среду (в данном случае подготовить карточки, выставить их на полочку), заинтересовать ребёнка (пригласить еег поработать с карточками), а далее следовать за ним: какие именно карточки он выбирает, как долго он готов заниматься с ними — зависит от конкретного ребёнка в конкретный промежуток времени.
Ваше занятие может закончится после предъявления нескольких карточек (первой ступени трехступенчатого урока), если, например, ребёнок так увлекся рассматриваем карточек, что не готов следовать за Вами. Здесь важно быть гибким и следовать за ребёнком. Ребёнку хочется рассматривать картинки, а не слышать, как называются изображённые предметы — позвольте ему рассматривать их. Возможно, в следующий раз Ваш ребёнок будет готов пойти дальше, и Вы сможете продолжить работу в духе трехступенчатого урока.
В любой момент совместной работы с ребёнком, если Вы видите, что интерес ребёнка потерян или ребёнок вообще не проявляет никакого интереса к этому виду деятельности, спокойно предложите ему положить карточки обратно в корзинку и позаниматься с ними в другой раз. Будьте также открыты тому, что, возможно, Ваш ребёнок пока совсем не проявляет интереса к работе с карточками. В таком случае, уберите их с полочки и попробуйте снова через некоторое время.
Как и всегда, призываю к осознанному и разумному подходу. И помните, классификационные карточки — прекрасное средство для развития словарного запаса, но они ни в коем случае не должны замещать активное непосредственное взаимодействие ребёнка с реальным миром и Вами.
Юлия Бортко — montessori-way.ru