Вы тоже думаете, что маленькие дети не способны концентрироваться, и что концентрация внимания появляется у них к школьному возрасту? Действительно, это довольно распространённое мнение, как в обывательских, так и в педагогических кругах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли маленькие дети не способны к концентрации внимания?
Предлагаю посмотреть это короткое видео:
Ещё в самом начале существования Casa De Bambini в Риме Мария Монтессори заметила, что дети уже в раннем возрасте проявляли концентрацию внимания, что по всем канонам педагогики того времени считалось невозможным вплоть до школьного возраста.
История с деревянными цилиндрами
Однажды Мария Монтессори наблюдала за трехлетней девочкой, работающей с деревянными цилиндрами, которые нужно было вынимать и вставлять обратно в соответствующие по размеру ячейки. Монтессори была изумлена тем, насколько сосредоточена была девочка на своём занятии. Ребёнок настолько отрешилась от окружающей обстановки, что не замечала ничего вокруг. Мария Монтессори не могла поверить своим глазам.
Описывая этот случай в своей книге «Секрет Детства» она писала:
«Это казалось мне ненормальным. Это было нормальным, но я изучала психологию того времени, которая считала, что маленькие дети неспособны концентрироваться» [4, стр.102].
Девочка, казалось, не замечала поющих и марширующих вокруг неё детей и продолжала повторять упражнение с цилиндрами. Даже когда Мария Монтессори подошла к ней, подняла её вместе со стулом и поставила стул на стол, девочка продолжала свои действия. По подсчётам Марии Монтессори девочка повторила упражнение сорок два раза. Затем эта девочка вдруг остановилась и с улыбкой на лице и блеском в глазах осмотрелась по сторонам.
Для Марии Монтессори это было открытием. Это развеяло существовавшее в обществе убеждение, что маленькие дети не способны к концентрации внимания. Вновь и вновь она наблюдала за детьми, работающими с материалами, и видела, что случай с девочкой не был исключением. Дети показали ей, что концентрация внимания присуща им с раннего возраста. А также то, что она является ключом к гармоничному развитию ребёнка. Это открытие привело Марию Монтессори к другим важным открытиям, которые и легли в основу её метода.
Способность к концентрации дана природой
Дети приходят в этот мир со способностью концентрироваться, эта способность заложена в них самой природой от рождения. Ведь природа очень мудра, она даёт ребёнку те способности, которые фундаментальны для его развития и закладывает внутреннюю программу развития этой способности. Поэтому дети, следуя своей природе и внутренней программе развития, с раннего возраста выискивают возможности для деятельности, которая бы позволяла им развивать эту важную способность.
Но вот только внешний мир с его суетой, гиперстимуляцией органов чувств, бессмысленными электронными игрушками, непониманием со стороны взрослых не всегда позволяет ребёнку следовать этой программе. Ребёнок, не получающий возможностей для концентрации и, соответственно, для следования природой заложенной программы развития, накапливает внутри себя недовольство и чувство бессилия (естественно он не отдаёт этому отчёт), которое в итоге может проявляться как в виде злости, так и в виде апатии. Поэтому понимание потребности ребёнка в деятельности, ведущей к концентрации, и создание соответствующих условий имеет наиважнейшее значение.
В чём важность концентрации внимания?
Достижения современной нейронауки продемонстрировали, что на наш мозг в каждый момент обрушивается буквально миллионы бит информации, поступающих через органы чувств из окружающего мира. Внимание – это сила, которая позволяет организовать и упорядочить эти процессы, и, подобно лазерному лучу, сосредотачивать энергию человека на чем-то. Без навыков концентрации внимания, ум ребёнка представляет собой постоянно колеблющееся поле беспорядочно входящей сенсорной информации, эмоций, мыслей, импульсов, желаний.
- Состояние умиротворения и счастья
Знаменитое высказывание Марии Монтессори по поводу концентрации внимания звучит следующим образом:
«Ребёнок, который концентрируется, беспредельно счастлив» [3, стр. 12].
В моменты концентрации внимания, по наблюдениям Марии Монтессори, большинство детей успокаиваются, их «нервная система отдыхает». Руки ребёнка работают, происходит огромная внутренняя работа, незаметная для наших глаз, но эта работа не утомляет ребёнка, а делает его удовлетворённым, умиротворённым и радостным. Словно на уровне души, ребёнок знает, что то, что он пережил в этот предыдущий момент, бесценно для него и это внутреннее знание делает его счастливым.
Ярким подтверждением наблюдениям Марии Монтессори, являются исследования современного психолога Ми́хай Чи́ксентмихайи, знаменитого своими исследованиями счастья, благополучия и креативности.
Ми́хай Чи́ксентмихайи изучал состояние, которое он назвал «потоковым состоянием» или «потоком», напоминающем Дзэн состояние полного единения с деятельностью и ситуацией. «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своем теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук» [1].
В результате своих исследований автор пришёл к заключению, что «потоковое состояние» обеспечивает чувство полного удовлетворения, внутренней радости и наполненности смыслом и что человек наиболее счастлив, когда он пребывает в этом особом состоянии «потока».
По сути, то же самое, что говорила Мария Монтессори, просто другими словами.
- Объединение разума, тела и духа
В момент концентрации внимания происходит объединение духа, разума и тела. Когда все эти три энергии объединяются, ребёнок не только становится счастливее и гармоничнее, но и способен более ясно слышать свой внутренний голос (внутреннего учителя). Именно с того момента, как ребёнок открывает для себя концентрацию внимания, запускается его внутренняя программа к самосозданию. Такому ребёнку легче следовать природным законам развития и развиваться в соответствии со своим потенциалом.
Именно поэтому такое огромное внимание уделяется этому явлению в Монтессори-педагогике, именно поэтому так трепетно относятся Монтессори-педагоги к самым маленьким проявлениям концентрации внимания у детей в Монтессори-группе.
«Концентрация – это ключ, открывающий ребёнку скрытые внутри него сокровища. В силу того, что происходит объединение разобщённых аспектов его личности, на смену беспорядку приходит порядок, и прерванная работа по созданию себя возобновляется, как изначально было задумано природой» [5, стр. 174].
- Формирование характера
В результате концентрации, происходит объединение внутренних созидающих энергий ребёнка, соединение с подсознанием, и это соединение становится точкой отправления к построению личности.
«Когда ребёнок концентрируется, его характер меняется. Как будто он снял маску» [3, стр. 12].
Целенаправленные действия с предметами (или как их называют в Монтессори-среде «материалами»), которые способствуют концентрации внимания, способствуют повторению этих действий. Повторение же действий не только ведёт к формированию каких-то навыков (практических как, например, застёгивание пуговиц или интеллектуальных, как например, способность сравнивать, различать), но и качеств характера. Формируется терпение, настойчивость, а затем и самоконтроль и внутренняя дисциплина. А ценность этих качеств невозможно переоценить.
«Без концентрации внимания ребёнком управляют окружающие предметы. Его притягивает каждый предмет, и он перепрыгивает с одного на другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином себя и может управлять своим миром» [2, стр. 198].
- Концентрация – фундамент для учения
Способность к учению является важной в современном, постоянно меняющемся мире, к котором нужно приспосабливаться и постоянно учиться чему-то новому.
Способность к концентрации внимания – важнейшее условие обучаемости. Учится ли ваш малыш завязывать шнурки, наливать воду в стакан, мыть посуду, писать буквы или совершать математические операции, без концентрации внимания не обойтись. Концентрация является необходимым условием для формирования навыков, умений и усвоения знаний.
Получив достаточно возможностей для развития концентрации с самого раннего детства, ребёнок будет легко и быстро обучаться всему, что ему нужно в жизни. А это залог успеха в жизни в будущем. Ведь именно способность легко обучаться так необходима нашим детям в эпоху, когда новые знания появляются с такой стремительной скоростью.
Как проявляется концентрация внимания?
Для того, чтобы мы могли помочь ребёнку в развитии концентрации внимания, нам в первую очередь нужно понимать как проявляется концентрация у ребёнка и уметь распозновать её.
Концентрация внимания может проявляться по-разному, в зависимости от возраста и даже индивидуальных особенностей. У 4-летнего ребёнка проявления концентрации несколько иные, чем у годовалого или 2-летнего ребёнка. Но в качестве общих признаков можно привести следующие (свойственные детям в возрасте 2.5-6 лет):
- Сосредоточенное, сфокусированное внимание на предмете или действии с предметом.
- Целенаправленные движения рук и приостановка ненужных для выполнения дейтвия движений.
- Повторение действия.
- Увеличивающаяся точность выполнения действия в результате повторения действия.
- Проявление недовольства, если кто-то прерывает концентрацию.
- Явные признаки радости после завершения действия.
Хотелось бы отметить, что у некоторых детей и даже у того же самого ребёнка в разные периоды развития, концентрация может проявляться по-разному. Иногда, ребёнок продолжает какие-то движения, непосредственно не участвующие в действии над предметом. Например, ребёнок продолжает размахивать ногами под столом, при том, что он сконцентрирован на построении пазла на столе.
У детей помладше, находящихся в периоде активного усвоения речи, можно заметить, что их сосредоточенность прерывается, если они слышат чью-то речь. В такой момент они приостанавливаются в своей деятельности, их внимание переходит на слушание речи, после чего они могут снова вернуться к своей деятельности, как ни в чём ни бывало. Вызвано это тем, что в этот период идёт активное усвоение языка, и потребность слышать человеческую речь настолько сильна, что всё остальное может немного подождать.
Следует различать обычную занятость ребёнка от истинной концентрации внимания. Большую часть времени ребёнок занят чем-то, но далеко не всегда эта занятость сопровождается концентрацией внимания. [pullquote align=»right» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Занятость не есть концентрация внимания [/pullquote]Например, малыш, прилипший к телевизору или телефону или какой-нибудь электронной игрушке, вроде бы фокусирует своё внимание и занят: он прекращает хаотичные движения, у него появляется желание повторения, и возникает недовольство, если кто-то пытается отвлечь его. Но!
[pullquote align=»right» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Замирание ребёнка у телевизора или планшета не есть концентрация внимания[/pullquote]Такое пассивное времяпрепровождение приводит ребёнка скорее к состоянию зомби, чем того самого потока, о котором мы говорим в этой статье. Поэтому, не следует путать состояние концентрации, возникающее в активной деятельности с предметами с состоянием полугипноза, возникающим у ребёнка при просмотре телевизора, планшета и других подобных устройств.
Концентрация внимания появляется, когда ребёнок занят деятельностью, которая вовлекает его интеллектуальные и физические силы.
Условия для развития концентрации внимания
Мария Монтессори на основе наблюдений за детьми пришла к следующим выводам:
«Он [ребёнок] должен обнаружить как концентрироваться, а для этого ему нужны предметы, на которых он мог бы концентрироваться. Это свидетельствует о важности окружающей обстановки, так как никто извне не может вызвать в нём концентрацию. Только он сам может организовать свою психическую энергию» [2, стр. 202].
То есть для того, чтобы ребёнок мог проявить заложенную от природы способность и развивать её, окружающая среда должна предоставлять ребёнку возможность деятельности, а также предметы, которые бы способствовали концентрации. Важно понять, что именно в активной деятельности, в работе руками, ребёнок входит в то самое состояние потока или концентрации внимания, настолько важного для его развития и душевного состояния.
Более подробно о том, что могут делать взрослые для поддержания ребёнка в развитии его концентрации, можно ознакомиться в статьях Условия для развития концентрации внимания в условиях Монтессори-сада и Создаём условия для развития концентрации внимания в домашних условиях.
Итак, подведём итоги.
Концентрация внимания – важнейшая основа в развитии ребёнка. Она лежит в основе любого учения, важна для формирования качеств характера и для развития счастливой гармоничной личности. Концентрация внимания –это способность и, как любая способность, может и должна развиваться. Концентрация внимания есть дар природы, способность, данная малышу с рождения, но которая нуждается в развитии.
Ребёнок естественным образом, следуя внутреннему учителю, стремится найти такую деятельность, в процессе которой у него проявится и будет развиваться концентрация внимания. Но для этого для ребёнка необходима определённая среда, доступ к интересующей его деятельности и взрослый, понимающий процессы, происходящие в ребёнке и не мешающий этим процессам.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco, 1975.
- Montessori, M. Absorbent Mind. Clip Press Ltd. Oxford, England. 2002
- Montessori, M. The Child, Society and the World.
- Montessori, M. The Secret of Childhood. Orient Black Swan, 2011.
- Standing, E.M. (1998 edition) Maria Montessori. Her Life and Work.
- Schwartz. K. Age of Distraction: Why It’s Crucial for Students to Learn to Focus. http://blogs.kqed.org/mindshift/2013/12/age-of-distraction-why-its-crucial-for-students-to-learn-to-focus/
- О потоке https://www.youtube.com/watch?v=cf8ZYprSwhc