Устали от захламлённости комнаты игрушками? Заметили, что ребёнок не вовлекается в деятельность, а, взявшись за одну деятельность/игрушку, через несколько секунд переключается на другую, потом на следующую, и так до бесконечности? Обеспокоены небрежным отношением к игрушкам и материалам для творчества? Готовы пересмотреть организацию пространства ребёнка? Тогда эта статья для вас.
Если вы хоть немного знакомы с педагогикой Марии Монтессори, то вы, скорее всего, знакомы с идеей низких стеллажей (или полочек), на которых аккуратно расставлены материалы/игрушки. Если нет, то добро пожаловать в новый мир организации пространства для ребёнка.
Как и всё в педагогике Монтессори, идея низких открытых стеллажей для расположения материалов основана на наблюдении за детьми и учёте их возрастных особенностей и потребностей. Такой способ организации пространства был первоначально разработан для условий сада и школы, но с успехом применяется в домашних условиях, о чём свидетельствует опыт родителей, применяющих идей Марии Монтессори в воспитании своих детей.
Сравним два способа размещения игрушек: ящик и низкий стеллаж.
Где, по-вашему мнению, игрушки более привлекательны для ребёнка? Где ему легче выбрать, чем заняться в данный момент? Где больше шансов навести беспорядок? Потерять или сломать какую-то часть?
Аналогия с дисконт-магазином
Вы когда-нибудь бывали в дисконт-магазинах, где товары со скидкой расположены в огромных коробках? Мысленно представьте себя в таком магазине, где вам нужно копаться в коробке, рассматривать, что там имеется, наступая на выпавшие на пол вещи, и прилагать усилия, чтобы что-то там найти.
Теперь представьте себя в небольшом магазинчике/бутике, где каждая вещь аккуратно выставлена на дисплее или развешена на отдельной вешалке. Да, в бутике вещей не так много, но зато у каждой вещи есть больше шансов быть замеченной. Аналогично и в мире ребёнка, в комнате с большой коробкой игрушек в противовес комнате небольшим количеством игрушек, расставленных на полочке.
Безусловно, коробка очень удобна для хранения большого количества игрушек, например, тех, из которых вырос ваш первый ребёнок, и которые ожидают готовности второго ребёнка. Поместив их в антресоль или кладовку, вы сэкономите место и сохраните игрушки для следующего ребёнка. Но одно дело хранить игрушки, а другое дело – организовывать их для ежедневного пользования.
Недостатки ящика с игрушками:
- Осложняет доступ к игрушкам. Видимость игрушек внизу ящика затруднена или невозможна без извлечения всех игрушек из него. Ребёнок может не помнить, какие у него игрушки и, если он не прилагает усилия и не выкладывает все игрушки из ящика, то велик шанс, что игрушки будут забыты и не востребованы.
- Провоцирует беспорядок. Чтобы достать игрушку снизу, ребёнок вынужден выкладывать игрушки из коробки, что, при большом количестве игрушек неизбежно приводит беспорядку.
- Способствует небрежному отношению к игрушкам. То, что скидано в кучу, не вызывает бережного отношения. Очень трудно учить ребёнка быть бережным и аккуратным в ситуации, которая провоцирует на противоположное отношение и поведение.
- Не подходит для хранения материалов/игрушек, состоящих из многих частей, например, конструкторов, кубиков, и прочее, так как части рассыпаются и теряются в множестве других вещей.
- Игрушки, скиданные в коробкуили ящик, имеют больше шансов быть поломанными.
- Большое количество игрушек в ящике затрудняет вовлеченность в одну деятельность и провоцирует ребёнка переключать внимание с одной игрушки на другую, не исследовав возможности каждой.
Преимущества низкого стеллажа:
- Игрушки расставлены на виду и привлекательны для ребёнка. Ребёнку легче выбрать, чем он может заняться, посмотрев на стеллаж и увидев, что доступно ему.
- У каждой игрушки есть своё место. Это помогает при формировании привычки возвращать игрушку на место и поддержании порядка.
- Низкое расположение полочек позволяет ребёнку самостоятельно брать игрушку и возвращать её на место, не нуждаясь в помощи взрослого.
- Небольшое количество игрушек на полке в противовес полной коробке игрушек, облегчает выбор игрушки, способствует более устойчивому интересу к ним, а также более бережному отношению к ним.
- Небольшое количество игрушек и их аккуратное расположение на полочке способствует формированию уважительного и бережного отношения к игрушкам и вещам.
- Удобна для материалов, состоящих из многих частей, которые можно сложить в корзинку или на поднос.
- Отсутствие захламлённости.
Несколько слов о количестве игрушек
Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда перед вами огромное количество вариантов, и вы затрудняетесь сделать выбор чего-то одного?
Теперь преумножьте эти ощущения в несколько раз, и вы сможете представить картину того, что чувствует маленький ребёнок, перед которым огромное количество игрушек. Для начала он не знает, за что взяться, глаза разбегаются, и он в растерянности. Потом он вроде бы решается, берёт одну игрушку, но через несколько секунд отвлекается на другую, бросает первую ради новой, но через несколько секунд его взгляд привлекает другая, он тянется к ней, и так по кругу. Ребёнок не может глубоко вовлечься в деятельность с одной игрушкой, а лишь перебирает их одну за другой. А это значит, что ребёнок не получает возможность увлечься чем-то одним, исследовать возможности игрушки/материла, концентрироваться на своей деятельности.
Очень часто ребёнок утомляется от такого разнообразия и неспособности погрузится в деятельность, и начинает заявлять об этом взрослым либо капризами, либо потребностью во внимании (читайте о важности концентрации внимания здесь).
Проведите эксперимент у себя дома, и вы сможете воочию увидеть разницу в вовлеченности ребёнка и его душевном состоянии в ситуации, когда вокруг него очень много игрушек в противовес ситуации, когда ему доступны только несколько игрушек/вещей, удовлетворяющих его возрастным потребностям и интересам в данный момент.
Поэтому, стеллаж с небольшим количеством игрушек и материалов, которые взрослый регулярно чередует и обновляет, гораздо благоприятнее для маленького ребёнка, чем ящик, наполненный большим количеством игрушек.
О том, как организовать стеллаж или низкую полку, что размещать на неё и как чередовать игрушки и материалы, читайте в статье Стеллаж для игрушек по принципам Монтессори.
Юлия Бортко — montessori-way.ru