Всё в подготовленной Монтессори-среде продумано до малейших деталей. Здесь нет ничего лишнего или случайного. Каждый элемент интерьера, не говоря уже о Монтессори-материалах, имеет свою функцию и удовлетворяет определённые возрастные потребности ребёнка.
Если вы посещали Монтессори-сад или смотрели видео или фото в интернете, то вы, возможно, обратили внимание, на то, что стены комнаты украшены картинами и фотографиями.
Естественно, интерьер каждого класса отличается, в силу того, что каждый индивидуальный педагог и администрация сада вкладывает свой труд и частичку души в оформление пространства. Сколько картин, какие картины, где их расположить, как часто менять – труд каждого отдельного педагога. Но то, что картины, расположенные на уровне глаз детей, являются неотъемлемым атрибутом аутентичной Монтессори-среды является фактом. Как и то, что картины по своей сути тоже являются развивающим материалом для детей, а не просто украшением стен.
Домашняя среда не есть и не должна быть копией специально-подготовленной среды в Монтессори-саду или школе. Но некоторые элементы её могут быть привнесены домой и существенно обогатить опыт ребёнка. Одним из таких элементов как раз являются картины и фотографии.
Развивающий потенциал картин
Картины и фотографии на стенах — не просто декоративный элемент интерьера, но при продуманном использовании имеют потенциал служить развитию ребёнка.
- Позволяют создавать эстетически приятное пространство для ребёнка.
Мария Монтессори была убеждена в важности окружения ребёнка красотой с самого рождения. Это исходит из глубинного уважения ребёнка и видения его как духовного существа, а не просто физического тела, нуждающегося в уходе и питании. Ребёнок достоин видеть красоту, впитывать красоту и обогащать свою душу прекрасным.
- Способствуют развитию чувства прекрасного.
Ребёнок, с младенчества привыкший видеть красоту, получает возможность развивать утончённое восприятие мира, чувство гармонии и восхищение миром.
- Способствуют развитию речи.
Рассматривание картины или фотографии побуждает родителя и ребёнка вести беседу, рассказывать, что они видят, задавать вопросы, использовать эпитеты для описания изображения, и просто рассказывать истории даже самым маленьким малышам. Для детей постарше такие беседы могут стимулировать желание узнать больше и могут перерасти в проект по изучению чего-то (будь то стиль живописи, художник, интересное животное или растение, жизнь другого народа и прочее).
- Предоставляют возможность для концентрации внимания для самых маленьких.
Рассматривание картин и фотографий – одно из любимых занятий малышей. Ребёнок может провести несколько минут не отрывая глаз и рассматривая детали изображения.
- Помогают ребёнку познавать окружающий мир.
В случае с реалистическими картинами и фотографиями, ребёнок получает возможность познавать окружающий мир: видеть людей других рас и национальностей, их жилища и образ жизни, различные виды животных и растений, природные явления.
Какие картины
Для маленьких детей предпочтительнее выбирать реалистичные картины. Лучше всего подходят картины и фотографии с изображениями детей, животных, растений, явлений природы, обыденной жизни детей, жизни людей из других культур.
Это могут быть:
- репродукции известных и не совсем известных художников;
- оригинальные картины;
- фотографии;
- вышитые картины;
- текстильные картины;
- картины в технике ошибана;
- картины, вырезанные из дерева;
- другие произведения рукоделия.
Вводить картины и фотографии в окружение ребёнка можно с самого рождения, начиная с простых чёрно-белых изображений для первых месяцев жизни, постепенно вводя крупные цветные изображения на белом фоне и в конце концов более детальные изображения и композиции.
Где брать
- Вырезки из журналов (National Geographic, Вокруг Света и др.).
- Фотографии из настенных календарей.
- Репродукции картин или фотографии, распечатанные с интернета.
- Реальные картины (местных художников, мастеров по дереву, ваши собственные творения).
Где располагать
В любой части дома, где проводит время ребёнок. Например, в прихожей, около стульчика, на котором одевается ребёнок; на кухне; в комнате ребёнка над его спальным местом или стеллажом; над столом, за которым кушает ребёнок.
Картины можно как вешать на стену, так и ставить на предметы мебели, например, на полочку стеллажа, на тумбочку.
Важно размещать картины на уровне глаз ребёнка, а не взрослого. Это значит, что, если вы организовываете Монтессори-среду для своего младенца, и он проводит много времени на полу, то картины будут висеть очень низко, ближе к полу. Если ваш младенец проводит много времени у вас на руках, то картины могут быть расположены на уровне, более привычном взрослым, чтобы ребёнок мог рассматривать их пока вы держите его на руках. Для ходящих деток картины располагаются соответственно их росту.
Как реализовать
- Важно эстетично оформлять картины и фотографии, а не просто вешать постеры, вырезки из журналов, календари на стену с помощью скотча. Лучше всего приобрести несколько рамок для фотографий или сделать их своими руками, и вставлять в них нужные изображения.
- Следите за тем, чтобы фотографии и изображения не были помятыми, обтрёпанными, порванными. Своевременно заменяйте их на свежие, если что-то повредилось.
- Соблюдайте умеренность. Не завешивайте всю стену, не нагромождайте стеллаж, иначе от переизбытка изображений потеряется их притягательность и ценность.
- Если ребёнок проявляет интерес (указывает пальчиком на что-то на картине, спрашивает «что это»), называйте предметы, животных, растения, кратко рассказывайте, что вы видите. Делайте это непринуждённо и лаконично. Чутко реагируйте на сигналы, которые даёт вам ребёнок, чтобы не превратить такие беседы в натаскивание.
- Для более старших детей можно сообщить название репродукции картины и имя художника, когда вы впервые вывешиваете репродукцию и интерес ребёнка натурален. Например: «Посмотри, у нас на стене новая картина. Эта картина называется XXX и нарисовал её художник по имени XXX».
- Периодически меняйте изображения. Если заметили, что ребёнок уже не обращает внимания на картину, вы уже многократно её рассматривали, разговаривали о ней, рассказывали истории, то можно сменить на новую.
Никогда не поздно привнести осознанные изменения в домашнюю среду, особенно если информация, приходящая к нам, откликается в сердце. Делайте это с радостью и осознанностью, и изменения обязательно обогатят вашу жизнь и вашего ребёнка.
Юлия Бортко — montessori-way.ru