С уверенностью могу сказать, что об этом хотя бы однажды задумывался каждый родитель и педагог. Вот вы разговариваете с кем-то или сосредоточенно подсчитываете что-то на бумажке, делаете запись нахлынувших идей или работаете над важным проектом, и вдруг ваш ребёнок, переполненный эмоциями и желанием что-то вам сказать, подбегает к вам и начинает свой пылкий рассказ. И он совсем не обращает внимания на то, что вы вовлечены во что-то своё и в данный момент не можете выслушать его. Ребёнок настойчиво повторяет что-то, увеличивая громкость, перекрикивая вас и вашего собеседника.
Знакомая ситуация?
А если у вас таких не один, а два или три, или целая группа детей?
Да, мы все знаем, что дети есть дети, что они вроде как «не понимают», «не умеют терпеть» и прочее. И сколько бы вы им не говорили не перебивать, подождать, быть терпеливым, ничего не помогает. Дети живут в настоящем моменте, и, если что-то у них появилось на уме, им немедленно хочется с вами поделиться. И это прекрасно! Мы ведь не хотим, чтобы ребёнок однажды после очередной произнесённой вами фразы «не сейчас», «подожди», «не перебивай» вдруг решил, что никто его слушать не хочет, что у мамы с папой есть дела поважнее, чем он. Совсем нет.
Но поверьте, совсем не обязательно ждать несколько лет пока ребёнок «не вырастет и не научится сдерживать свои порывы». Ваш малыш, увидев, что вы очень заняты, может остановиться и подождать! Работая в Монтессори-саду, я убедилась, что те самые дети, которые, как мы привыкли считать, не умеют ждать и терпеть, терпеливо стояли около воспитателя, ожидая её внимания. И всё благодаря тем самым уроком вежливости и грации, о которых вы можете прочитать здесь.
Как это выглядит?
Положив руку на плечо взрослого, ребёнок даёт знать, что он хочет обратиться к нему. Взрослый касается руки ребёнка, тем самым сообщая, что он заметил его и обратит своё внимание на него, как только закончит. После завершения мысли с другим собеседником, или при первой же возможности оторваться от своего дела, взрослый обращается к ребёнку с готовностью выслушать его. Представляете как просто? Никаких визгов, перебиваний, просьб подождать. Так нежно и уважительно друг к другу. И это совсем не единичный случай, поскольку мой опыт работы в двух разных Монтессори-садах, а также общения с семьями, применяющими Монтессори-подход в семье, ярко продемонстрировал возможность этого.
Итак, как же научить ребёнка не перебивать и ожидать вашего внимания?
Вспомним знаменитые уроки вежливости и грации и применим их для данной ситуации:
-
Продумайте приемлемый для вашей семьи/группы сигнал.
В своём опыте я видела следующие два сигнала, но вы можете проявить фантазию и найти то, что удобнее для вас:
— Нежное прикосновение рукой по плечу взрослого и ответное касание руки ребёнка взрослым.
— Нежное прикосновение рукой по запястью и ответное касание руки ребёнка взрослым. -
Подберите правильный момент для демонстрации желаемого поведения.
Не следует это делать в тот самый момент, когда ребёнок разгорячён и рвётся сказать что-то. Он вас не услышит. Найдите спокойный момент, когда ребёнок не занят и готов услышать вас. -
Продемонстрируйте действие.
Для этого можно привлечь второго родителя или другого доступного близкого человека.
— Объясните помощнику его роль (допустим, сделать вид, что он пишет что-то, или говорит по телефону).
— Сообщите ребёнку, что вы хотите показать ему, что делать, когда он хочет что-то сказать, и вы в этот момент чем-то заняты. Никаких разъяснений, не пускайтесь в демагогию, а приступайте к действию.
— Покажите как вы подходите к собеседнику, замечаете, что он занят, останавливаетесь и нежно кладёте руку на его плечо (или любой другой задуманный вами сигнал). В ответ ваш собеседник прикасается к вашей руке (смотрит на вас, машет головой, и прочее — с этим определитесь сами, что ближе для вашей семьи). Вы ждёте. Собеседник прерывается и обращает своё внимание на вас. При этом он может сообщить вам, что он слушает вас, или просто сказать: «Да, Катя». И вы сообщаете что-то собеседнику, например, что вам нужна помощь в открытии банки. -
Подытожьте новое поведение для ребёнка.
«Теперь ты знаешь, что нужно делать, когда ты хочешь мне что-то сказать, а я в тот момент занята». -
Предложите ребёнку попрактиковаться.
Вы можете сказать: «А теперь ты можешь показать мне, что нужно делать, когда ты хочешь мне что-то сказать, а я в тот момент занята». Теперь вы уже в своей роли мамы, занятого делом (например, разговором с тем же самым собеседником), а ребёнок проигрывает своё действие. - Если вы замечаете, что ребёнок не усвоил действие, проявите творчество, и продолжайте «играть». Вы можете меняться ролями со вторым взрослым, привлечь ещё кого-то, смысл в том, чтобы ребёнок увидел это несколько раз. Помните, для ребёнка это игра. При условии, что вы сохраняете спокойный нейтральный тон (ни в коем случае не превращайте такие ситуации в натации), игриво меняетесь ролями, ребёнок продолжит играть с вами. Если вы замечаете, что у него нет интереса, остановите вашу игру, и через несколько дней найдите новую возможность для демонстрации и практики.
-
Обязательно закрепляйте поведение практикой.
В следующий раз, когда ребёнок бежит к вам с его важной новостью или просьбой, а вы посреди разговора или сосредоточенны на важном деле, похлопайте себя по плечу (или запястью) как бы напоминая ребёнку, что нужно делать. При этом, вы можете нежно посмотреть на него, но не прерывать своего занятия, дав ему понять, что вы ожидаете от него условного сигнала и только тогда вы намерены переключить своё внимание на него. -
Не вынуждайте ребёнка долго ждать.
Заметив его попытку привлечь ваше внимание, как можно скорее найдите возможность отвлечься: закончите предложение, извинитесь перед собеседником, и выслушайте ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок видел, что этот сигнал работает, что ему совсем не нужно кричать, повторять просьбу много раз, чтобы привлечь ваше внимание к себе. -
Проявляйте ответное уважение и терпение по отношению к ребёнку.
Вы не можете требовать от ребёнка уважения к вам и терпения, если вы сами этим не живёте. Видите, что ваш малыш сосредоточился и притих, остановитесь, не повторяйте его имя несчитанное количество раз. Встаньте рядом и ждите. Можете использовать тот же самый сигнал, что вы изобрели и для него, а можете просто ожидать, когда он заметит вас и приостановит свою деятельность.
Запаситесь терпением. Возможно, вам придётся некоторое время хлопать себя по плечу, напоминая о своих ожиданиях. Главное, не раздражайтесь, не переключайтесь на привычное вам поведение, а терпеливо, но настойчиво демонстрируйте ребёнку как себя вести. Может вам потребуется не одна игра, может быть у вас уйдёт на это неделя или три, но ваши усилия обязательно окупятся.
Пусть в вашей семье царит гармония и уважение к ребёнку и взрослым! И пусть вам больше не приходится кричать ребёнку, чтобы он не перебивал или подождал секундочку!
Юлия Бортко — montessori-way.ru