За первые годы своей жизни ребёнок проделывает громадный путь в своём развитии.
В книге Секрет Детства Мария Монтессори писала:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В процессе своего психического развития младенец достигает вещей настолько изумительных, что они могут показаться чудотворными, и лишь привычка к этому создаёт равнодушных наблюдателей. Как может такой ребёнок из неоткуда ориентироваться в этом сложном мире? Как он научается различать одну вещь от другой, и каким это чудом осваивает язык во всех его детальных особенностях без учителя, а просто живя? [1, стр.28][/pullquote]
Движущие силы развития
Такой стремительный путь в развитии возможен благодаря особым движущим силам, которыми природа наградила ребёнка в возрасте от рождения до 6 лет.
Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребёнка до 6 лет, известная в Монтессори-педагогике под названием впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Понимание этих двух движущих сил становится фундаментом для понимания ребёнка в раннем детстве и создания среды, в которой он, следуя этим внутренним силам, сможет беспрепятственно строить себя как человека своего времени и места.
Периоды особой чувствительности
Под сензитивными периодами мы понимаем периоды особой чувствительности ребёнка к определённым аспектам развития, видам деятельности, которые наиболее оптимально служат задачам его развития на данном этапе. Эта чувствительность проявляется в интересе ребёнка к определённым видам деятельности и его кажущемся неугомонном желании найти возможность осуществлять и повторять это действие.
Эта особая чувствительность также проявляется в способности ребёнка наиболее эффективно и быстро овладевать определёнными умениями, навыками, приобретать определённые характеристики и черты.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так легко, быстро и радостно научиться чему-либо, как он способен это сделать в соответствующий сензитивный период.
Помните малыша, который неустанно тянется за предметами? Который пыхтит в своих неугомонных попытках встать на четвереньки и поползти? Который находит любую возможность ухватиться за что-то и встать? И которого потом не остановить в его порыве ходить. А потом бежать. Взбираться по лестнице раз за разом. Балансировать. Спрыгивать с мебели.
Помните, с каким упорством он находит возможность повторять одно и то же действие? Как он расстраивается, если его лишают такой возможности? Как в определённый момент его фиксированность на этом одном действии вдруг ослабевает, словно кто-то внутри говорит ему, что он уже освоил это движение, и больше нет необходимости его практиковать.
Да, это всё пример проявлений сензитивного периода развития движений, который в разные периоды «заставляет» ребёнка трудиться над тем или иным видом движения, и при условии, что среда предоставляет ему возможность практиковаться, позволяет эффективно и быстро осваивать новые навыки движения.
Сензитивные периоды проявляются в следующих тенденциях:
- Непреодолимая тяга к определённой деятельности или определённым аспектам среды.
- Повторение деятельности раз за разом. Энтузиазм и усердие.
- Насыщенная и продолжительная деятельность, которая не приводит к усталости и скуке, а наоборот, вызывает настойчивую активность и интерес.
- Недовольство, если деятельность прерывают/препятствуют её осуществлению.
- Явное удовольствие и радость после выполнения деятельности.
- Лёгкость освоения новыми умениями, знаниями и качествами.
- После удовлетворения потребности полное равнодушие к тому, что ещё недавно так привлекало.
Фонарь, подсвечивающий путь
В раннем детстве для ребёнка всё ново и ему предстоит научиться и познать так много! Как из всего разнообразия стимулов в среде ребёнку сосредоточиться на важном и нужном для его формирования себя?
В этом ему как раз и помогают сензитивные периоды, которые словно фонарик, направляют внимание ребёнка именно на те аспекты среды, взаимодействие с которыми удовлетворит его внутренние потребности развития в каждый конкретный период.
Иными словами, сензитивные периоды определяют “маршрут” развития в тот или иной период времени. Следуя внутренним позывам, обусловленным сензитивными периодами, ребёнок взаимодействует с определёнными аспектами окружающей среды и тем самым выстраивает своё развитие и адаптацию к своей культуре и времени.
Мария Монтессори писала:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В этих сензитивных отношениях между ребёнком и средой лежит ключ к этому загадочному тайнику, в котором божественный эмбрион достигает чудес роста» [1, стр.31].[/pullquote]
Характерные особенности сензитивных периодов:
- Универсальны
Проявляются у всех детей независимо от культуры, эпохи, семьи. Однако время их появления, время пика и продолжительность индивидуальны.
- Временны
Временность сензитивных периодов проявляется в том, что они начинаются и заканчиваются, а не продолжаются всю жизнь человека. По окончании сензитивного периода, ребёнок проявит равнодушие к тому, что ещё совсем недавно так притягивало его.
Кроме того, после окончания сензитивного периода, если его возможности были упущены, освоение тех же самых навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким, быстрым и радостным для ребёнка.
- Неоднородны
У каждого сензитивного периода своя продолжительность, своё время начала, наибольшей интенсивности и затухания. Например, сензитивный период развития языка длится с 7 месяцев внутриутробного развития и до 6-7 лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до 4 или 4.5 лет.
- Действуют бессознательно
Ребёнок абсолютно неосознанно стремится к определённой деятельности и, соответственно, не может сказать нам, почему ему хочется повторять то или иной действие.
Нам, взрослым, наверняка, заметно облегчило бы нашу жизнь с ребёнком, если бы он мог объяснить причину своих действий и реакций, например, так:
«Папа, подожди, для меня сейчас очень важно рассмотреть все детали этого листика и жучка на тропинке, ты же знаешь, у меня сейчас сензитивный период восприятия мелких деталей. Не раздражайся, пожалуйста, я сейчас рассмотрю всё и мы пойдём дальше».
Это, конечно, только мечты, а в реальности, если мы не понимаем внутренние процессы, происходящие в своём ребёнке, нам так легко пойти по пути раздражения или злости, а ребёнку испытывать расстройство от того, что его не понимают и не дают возможность делать то, что всё его внутреннее существо тянет делать.
Сензитивные периоды у детей до 6 лет
Следует отметить, что нет единого мнения по поводу количества сензитивных периодов в Монтессори-педагогике, как и в принципе в педагогике. Одни выделяют шесть, другие- пять, третьи — четыре, и у каждого есть весомые обоснования. Всё дело в том, что сама Мария Монтессори не выделила их чёткой категоризации, хотя и писала о сензитивных периодах, поэтому выделение конкретных периодов является уже более поздней интерпретацией её трудов и отличается в разных преемственных линиях.
Кроме того, можно встретить несколько различающиеся названия одних и тех же периодов, а также расхождения во временных рамках.
В той линии преемственности, с которой идут мои АМИ-тренеры для возрастной группы 3-6, выделяют четыре основных сензитивных периода:
- восприятия порядка (с рождения до 4.5 лет);
- развития и совершенствования движений (с рождения до 4.5 лет);
- развития речи (7 мес. внутриутробно до 6/7 лет);
- развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до 4 лет).
При этом упоминается, что некоторые охватывают собой более мелкие периоды, как например, в сензитивном периоде развития речи можно выделить период усвоения социальных навыков, период овладения письмом и чтением.
Другие Монтессори-тренеры помимо вышеупомянутых четырёх отдельно выделяют сензитивный период усвоения социальных норм и сензитивный период восприятия мелких предметов.
Здесь вспоминается метафора с радугой: разные люди смотрят на радугу и воспринимают разные оттенки цветов и, соответственно, их количество. Это не меняет самой радуги — она остаётся как есть, просто разные люди видят её немного иначе.
Сензитивные периоды и окружающая среда
Когда сензитивные периоды оперируют в ребёнке, он будет делать всё возможное, чтобы удовлетворить их.
Однако, насколько он сможет удовлетворить их и реализовать свой потенциал для развития будет во многом зависеть от среды. Сможет ли ребёнок развить свой потенциал в его полноте? Или только его часть? Или проявлениям сензитивных периодов серьёзно препятствуют?
Мария Монтессори пишет:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«Если у ребёнка нет подходящих наружных средств, он никогда не сможет воспользоваться его огромной энергией, которой природа наградила его. Он испытывает непроизвольный позыв к деятельности, заслуживающей всей его энергии, потому что таким образом природа побуждает его осуществлять развитие его способностей. Но если у него нет ничего для удовлетворения такого позыва, что остаётся ребёнку как не распылить его энергию бесцельно с буйной разнузданностью?». [2, p.8][/pullquote]
Когда сензитивные периоды оперируют, окружающая среда должна содержать элементы, необходимые для данного сензитивного периода. Кроме того, ребёнок должен иметь доступ и свободу взаимодействовать со средой в нужном для этого направлении (подробности по каждому сензитивному периоду в последующих статьях).
Монтессори-тренер Сара Варнер-Эндрюз в своей лекции сравнивает психологические потребности сензитивных периодов с физиологической потребностью удовлетворить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, и обычно всё остальное временно уходит на второй план.
На нашей кухне может быть много полезной еды, съев которую наш организм получит наибольшую пользу и силы для поддержания жизнедеятельности. А может быть, кухня заполнена нездоровой, полуфабрикатной едой. При сильном голоде и за неимением лучшего, мы её, конечно, съедим, но тело не получит необходимые ему питательные вещества и вряд ли будет чувствовать себя на высоте.
Если еды нет вообще, то, соответственно, есть мы не будем, но наше физическое и эмоциональное состояние от этого испытает определённые изменения (что проявиться по-разному у разных людей).
А теперь представим следующую картину: мы безумно голодны, мы видим еду и жаждем положить в рот кусочек, но каждый раз, когда мы протягиваеем руку взять кусочек, мы получаем шлепок по руке со словами: «Не трогай!»
Или вместо того, чтобы дать нам поесть, нас садят за экран телевизора или дают в руки карандаши и раскраску…. «По невнимательности или из добрых соображений, наш голод не утолён, тело и дух оставлены страдать» [3, стр.19].
Подобная аналогия позволяет понять ребёнка в ситуации, когда сензитивные периоды направляют его к той или иной деятельности, и среда либо предоставляет ему возможность «утолить» этот голод, либо препятствует или отвлекает на что-то другое.
Зачем знать о сензитивных периодах
Сензитивные периоды проявляются, знаем мы об этом или нет. Однако, знания о них, даже самые базовые, по меньшей мере, могут помочь лучше понять своего ребёнка, а в идеале позволят сотрудничать с силами природы, а не идти против них, и тем самым помочь ребёнку на его пути построения себя.
Итак, знания о сензитивных периодах позволяют:
Понимать своего ребёнка, когда он:
- неугомонно выполняет одну и ту же деятельность, как например, закрывает и открывает дверь, раз за разом взбирается на горку;
- сильно расстраивается, когда его отрывают от его деятельности;
- противится и выражает недовольство, когда меняется привычный ему распорядок жизни (расположение предметов в доме, распорядок дня, реакции взрослых);
- беспрестанно указывает на предметы и хочет слышать их названия;
- стремиться всё потрогать, подержать, испробовать на вкус;
- постоянно стремится к движению.
Извлечь максимальную пользу из этого времени, когда овладение навыками и формирование психических характеристик происходит наиболее эффективно, естественно и радостно для ребёнка.
Устранять препятствия на пути реализации потенциала сензитивных периодов. Такими препятствиями могут быть прерывание деятельности ребёнка, одёргивание от его попыток взаимодействовать со средой, а также отсутствие в среде необходимых элементов. Подробнее о препятствиях и о том, как поддерживать ребёнка в сензитивные периоды, можно будет узнать в последующих статьях, посвящённых каждому сензитивному периоду.
Основные выводы
В заключение, сформулируем основные выводы из представленной в этой статье информации:
Каждый ребёнок проходит через сензитивные периоды — временные промежутки особой чувствительности к определённым аспектам развития, которые проявляются в неудержимом интересе к определённым аспектам окружающей среды и способности овладевать новыми навыками эффективно, легко и радостно.
Действие сензитивных периодов не поддаётся ни сознанию ребёнка, ни воздействию извне. Однако от качества окружающей среды и возможности ребёнка свободно взаимодействовать с нею зависит, насколько ребёнку удастся воспользоваться потенциалом сензитивных периодов.
Наша задача — уважать эту движущую силу природы ребёнка и создавать условия в окружающей среде, которые максимально поддержат его сензитивные периоды и предоставят ребёнку возможность следовать внутренним позывам.
Для того мы учимся распознавать и отзываться на сензитивные периоды. Мы учимся наблюдать за ребёнком, и на основе наблюдений предоставлять ему то, что ему необходимо для развития в конкретный период.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Montessori, Maria (1936). The Secret of Childhood. B.B. Carter trans. New Dehli, India: Orient Blackswan Private Limited, 2011.
- Montessori, Maria. The Child. AMI pamphlet: Amsterdam, The Nertherlnds: Association Montessori Internationale, 2003.
- Werner Andrews, Sarah. Sensitive Periods. Unpublished lecture, 2013-2014, Montessori Northwest, Portland, OR.