Сензитивный период развития языка — самый продолжительный из всех сензитивных периодов, начинающийся в утробе матери и продолжающийся приблизительно до 6 лет.
На протяжении этого периода ребёнок обладает особой восприимчивостью к языку, что проявляется в его явном интересе к речи и, при соблюдений определённых условий, в формировании и развитии речевых навыков легко и радостно.
Именно благодаря этой особой восприимчивости к языку а также впитывающему уму, присущим ребёнку в возрасте до 6 лет, человек делает такой невероятный прорыв от исключительно невербального общения новорожденного к беглой и грамматически правильной речи ребёнка 5-6 лет.
Ребёнок рождается с предпосылками к формированию языка: врождённым механизмом для формирования языка, слуховым аппаратом и речевым аппаратом. Но ребёнок не рождается с готовым языком и не имеет врождённой предопределённости, какой именно язык и сколько языков вообще станут его родными. В первые годы своей жизни ребёнку предстоит сформировать язык, и делать он это будет из имеющегося под рукой материала — языка/языков, окружающих его.
Так например, ребёнок, рождённый у русскоговорящих родителей, освоит русский язык, если будет расти в русскоговорящей семье, или французский язык, если он с рождения окажется в приёмной семье франкофонов. Либо оба языка, если будет расти в смешанном браке и регулярно слышать оба языка в своём окружении. Таким образом, ребёнок овладеет на уровне родного тем или теми языками, которыми он будет окружён с младенчества.
При этом освоение речью ребёнком до 6 лет происходит непринуждённо, легко и с энтузиазмом, независимо от сложности языка, который он осваивает. Никаких объяснений правил произношения, и положений органов речи для произношения каждого звука, заучивания слов, разъяснений грамматики ребёнку не требуется. В его арсенале есть впитывающий ум и сензитивный период развития языка, и с их помощью усвоение языка становится естественным и радостным процессом.
«Именно сензитивный период обеспечивает ребёнку удовольствие и радость в учении, и именно он обеспечивает успех в ознакомлении ребёнка с первыми элементами культуры». [4, стр.51]
Как уже упоминалось в статье Сензитивные Периоды, эта особая восприимчивость к языку существует в ребёнке независимо от нас, взрослых, нашего влияния или стараний, независимо от качества окружения ребёнка. Это внутренняя сила дана ребёнку по праву рождения.
Не в наших силах отменить, активировать, ускорить или замедлить наступление сензитивного периода, однако в наших силах сотрудничать с этой природной силой и помочь ребёнку освоить красивый, богатый, разнообразный язык. Или противодействовать этой природной силой и лишить ребёнка возможности легко, с удовольствием и радостью освоить то, что в последствии будет даваться с большими усилиями, силой воли и без особого удовольствия.
Для того, чтобы мы могли оказать поддержку ребёнку в сензитивный период развития языка, нам прежде всего необходимо понимать, как проявляется эта особая восприимчивость к языку. Затем, на основе этого понимания, мы сможем предвосхищать проявление сензитивного периода, наблюдать и распознавать потребности ребёнка в каждый период времени и предоставлять среду, в которой ребёнок сможет удовлетворить свои потребности и максимально воспользоваться потенциалом сензитивного периода.
Проявления сензитивного периода языка:
Итак, для начала рассмотрим, как проявляется сензитивный период развития языка.
«Ребёнок проходит через так называемый сензитивный период овладения языком. Сначала, на первом этапе, восприимчивость ребёнка направлена на запечатление и фиксировании звуков, которые он слышит. Затем, на втором этапе, ребёнок запечатлевает не только названия предметов, но и структуру языка». [4, стр. 49]
Выделяют два основные периода развития языка: «доречевой период» — от рождения и до 10-12 месяцев, и «речевой период» — от года (первого слова) до 3 лет. В каждом из этих периодов ребёнок проявляет особый интерес и восприимчив к тому или иному аспекту языка.
ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»] В доречевой период ребёнок активно впитывает звуки, интонации, ритм языка, а также модель общения: паузы, «слушание» собеседника, эмоциональные реакции на сказанное. Ребёнок активно практикуется в издавании звуков. В этот период закладывается желание общаться благодаря тому, что взрослые разговаривают с ребёнком, реагируют на его попытки «говорить», а также благодаря тому, что у ребёнка формируется доверительное и приятное отношение с окружающими его людьми. [/pullquote]
0-2 месяца
На протяжении первых месяцев жизни ребёнок общается с помощью плача, мимики и жестов, однако уже с самого начала жизни ребёнок проявляет интерес к звуками человеческой речи. Он реагирует на голоса близких людей и из всего разнообразия звуков, окружающих его, он уже способен изолировать звуки человеческой речи и даже различать границы слов.
Незаметно нашему глазу происходит огромная внутренняя работа, закладывающая основу формирования речи: в процессе сосания, глотания и плача подготавливаются мышцы речевого аппарата и благодаря тому, что ребёнок слышит человеческую речь, происходит активизация речевого центра мозга.
Уже в первые месяцы жизни можно заметить попытки малыша «практиковать» органы речи: он высовывает язычок, открывает ротик и «экспериментирует» со звуками. К концу второго месяца ребёнок осознаёт, что движения во рту способны производить звуки и это доставляет ему заметное удовольствие.
2-4 месяца
Приблизительно с двух месяцев ребёнок начинает гулить – протягивать отдельные звуки, словно пропевая их. Он экспериментирует с органами речи, вытягивает губки, издаёт порою забавные звуки, пускает пузыри, смеётся. Если окружение ребёнка проявляет интерес к этим вокализациям ребёнка и реагирует на них улыбкой и ответными гулениями или речью, происходит подкрепление попыток общения с помочью звуков речи, и малыш продолжает усиленно практиковаться в этом новом для него способе общения.
4-6 месяцев
В этот период ребёнок активно наблюдает за движениями рта разговаривающих с ним людей. Ближе к пяти месяцам на смену гулению приходит лепет. Ребёнок начинает произносить звуки, которые уже напоминают звуки человеческой речи. Среди таких звуков уже слышны слоги, как например, ба-ба-ба-ба, да-да-да-да, а-гу. Такие комбинации звуков приносят много радости взрослым, и ребёнок, заметив реакцию окружающих, продолжает их производить, чтобы вновь и вновь получить восторженную реакцию взрослого.
В этот период малыша слышно всё больше и больше, он неустанно практикует освоенные звуки, осваивает новые комбинации и с радостью «общается» с окружающими его людьми. Он практикует не только звуки, но и интонации, ритмы, громкость, паузы в «диалоге», и даже выстраивает целые «предложения».
Надо отметить, что дети всего мира, независимо от языковой среды и наличия или отсутсвия слуха, вокализации детей очень схожи, и поэтому говорят о их универсальности. И лишь к 6 месяцам среди звуков, произносимых малышом всё чётче слышны звуки того языка, которым он окружён. К 6 месяцам происходит «специалицация» речевого аппарата ребёнка к произношению звуков именно того языка, который его окружает и станет его родным языком. К этому времени глухие дети прекращают лепетать.
7-12 месяцев
Ребёнок продолжает практиковать звуки родного языка, выстраивать из слогов целые «предложения». Он нередко «повторяет» целые предложения за общающимся с ним взрослым, правда предложения эти напоминают произнесённые взрослым пока только интонацией, паузами, и лишь некоторыми звуками.
10-11 месячный ребёнок осваивает новую артикуляцию, активно повторяет за взрослым новые звуки, звукосочетания и «слова». Многократное повторение звуков и первых слов (баба, мама, и др). – увлекательное занятие ребёнка, приближающегося к годовалому возрасту.
Приблизительно в 10 месяцев ребёнок совершает новое важное открытие: звуки, произносимые человеком, несут за собой смысл. Это происходит благодаря тому, что взрослые разговаривают с ребёнком, называют предметы в окружении малыша, играют с ним. Ребёнок приходит к пониманию, что эти звуки несут в себе как-то сообщение. Это очень важное осознание в процессе становления речи.
Ближе к году ребёнок произносит своё первое осмысленное слово, это может быть ещё совсем нечётко произнесённое слово, но это слово, за которым для ребёнка стоит смысл. Например, «да» в значении «дай», а не просто случайная комбинация звуков, как это было раньше.
РЕЧЕВОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Речевой период начинается с первого слова ребёнка. Ребёнок в этот период особо восприимчив к познанию названий всего, что его окружает, и его интересу кажется нет предела. В условиях, когда его окружение удовлетворяет эту потребность ребёнка, словарный запас малыша стремительно увеличивается. В этот период происходит подсознательное усвоение грамматического строя языка, ребёнок выстраивает фразы, а затем и предложения без всякого формального обучения грамматике.[/pullquote]
12-24 месяца
Приблизительно в возрасте одного года ребёнок произносит свои первые слова. Мария Монтессори называла это «великим событием», «великой победой, внутренней победой, которая ведёт ребёнка к возможности выразить мысль или указывать на предмет» [1946 London lectures, lecture 8]. Ближе к полуторагодовалому возрасту наступает период глубокого интереса к названиям предметов. Ребёнок осознаёт, что у каждого предмета есть название, и ему хочется знать названия всего, что его окружает.
Дети внимательно слушают разговоры взрослых и всячески проявляют интерес к человеческой речи. Речь пленит и притягивает ребёнка, сама природа влечёт его к этому аспекту человеческой жизни.
Малыш добавляет новые слова не спеша, пока не достигнет критической массы приблизительно 50 слов, и тогда происходит прорыв в его словарном запасе. В этот период ребёнок проявляет громадную жажду и любовь к словам, особенно существительным, и овладевает значением вплоть до 8 слов в сутки.
В этом периоде дети выражаются на так называемом «телеграфном языке», то есть используют короткие и простые слова для выражения мыслей, например, «папа идёт», «мяч там».
2-3 года
Словарный запас активно пополняется. В этот период для ребёнка не существует слишком сложных или слишком длинных слов. Ребёнку не стоит труда понять разницу между экскаватором, трактором и бетономешалкой. Поэтому рекомендуется называть предметы своими именами («машина» а не «бибика», кушать а не «ням-ням») и не бояться длинных или сложных слов.
Силвана Монтанаро, стоящая у основ создания АМИ-курса Ассистентов Детства в своей книге «Понимание Человека: Важность Первых Трёх Лет Жизни» пишет о важности подготовки взрослых, проводящих время с ребёнком в этом возрасте: «Если они осознают наличие «сензитивного периода для названий предметов» и должным образом откликаются на голод ребёнка к словам, они могут дать своим детям богатство и точность языка, которые останутся с ними всю их жизнь и которые окажут значительное влияние на его понимание реальности».
Помимо существительных ребёнок в этом возрасте активно познаёт и вводит в употребление и другие части речи: глаголы, прилагательные, предлоги, наречиями. Ребёнок начинает выражаться фразами, а затем и простыми предложениями. В то же самое время ребёнок начинает овладевать основными правилами синтаксиса (строения предложений) и к 3-4 годам в целом выражаться грамматически правильными предложениями. Грамматические ошибки и артикуляторные неточности ещё присутствуют в речи, но при спокойном отношении взрослых и моделировании правильной речи неточности и ошибки постепенно исчезают.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
В культурах, где присутствует письменная речь, в возрасте 3.5-4.5 года у ребёнка проявляется восприимчивость к письменной речи. Это проявляется в особом интересе к буквам как символам, обозначающим звуки. В этот период ребёнок восприимчив к развитию фонематического слуха, соотношению звуков с буквами, а также письму как возможности передачи своих мыслей с помощью символов. Ребёнку становится интересным, что написано на упаковках, уличных знаках, вывесках, книгах и, если среда поддерживает его интерес, ребёнок естественно и без особых усилий осваивает письмо, а затем ближе к 5 годам и чтение.
Одним из удивительнейших открытий Марии Монтессори было наблюдение спонтанного письма у детей в возрасте 3.5-4.5 года, когда никто их преднамеренно не учил писать, а этот навык возник у них спонтанно благодаря их желанию выразить свои мысли в письменном виде. Навык чтения также имеет возможность сформироваться у ребёнка 4-5 лет легко, спонтанно и при минимуме усилий.
Итак, мы рассмотрели проявления сензитивного периода развития языка в возрасте от рождения и до 6 лет. Снаряжённые этими знаниями, взрослые в окружении ребёнка могут предвосхищать а также с помощью наблюдения замечать потребности ребёнка в каждый период развития и создавать условия, в которых эти потребности будут удовлетворяться.
Поддержка ребёнка в сензитивном периоде развития языка
В статье Развитие речи в Монтессори-среде для детей до 3 лет подробно рассматривается, как в хорошо функционирующем Монтессори-саду создаются условия, отвечающие потребностям сензитивного периода развития языка в период от 14-15 месяцев и до 3 лет.
Что же мы, родители, можем сделать для того, чтобы быть поддерживать природные силы ребёнка и создавать условия для максимальной реализации возможностей сензитивного периода развития языка? В двух словах это можно сформулировать следующим образом: создание богатой языковой среды. Более развёрнуто о том, как создавать богатую языковую среду представлено в инфографике.
Подведём итоги:
Сензитивный период развития языка длится первые 6 лет жизни ребёнка и позволяет ребёнку фокусировать свои внутренние силы на освоении языка. Это проявляется в живом интересе и восприимчивости к разным аспектам языка: к звуковому строю языка в первый год жизни, словам на втором и третьем годах жизни, к письменной речи ближе к 3.5-5 годам.
При условии, что окружающая среда отвечает интересам ребёнка в каждый период времени, усвоение языка происходит естественно, радостно, играючи и без тех чрезвычайных усилий, которые требуются для усвоения языка в последующие периоды жизни, если возможности сензитивного периода по какой-то причине были упущены.
Знание о проявлениях сензитивного периода позволяет взрослым оказывать поддержку природным силам ребёнка и устранять препятствия на их пути.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Eliot, Dr. Lise. What’s Going on in There. New York, Bantham Books. 2000.
- Montanaro, Silvana Quattrocchi. Understanding the Human Being. The Importance of the First Three Years of Life. Nienhuis Montessori USA. Sixth Edition. 2007.
- Montessori, Maria. The 1946 London Lectures. Montessori-Pierson Publishing Company. Amsterdam, The Netherlands. 2012
- Montessori, Maria. Creative Development in the Child. Vol.1. Madras, India: Kalakshetra Publications, 1994.
- Sensorimotor influences on speech perception in infancy. Alison G. Bruderer, D. Kyle Danielson, Padmapriya Kandhadai, Janet F. Werker. PNAS, October 12, 2015 DOI: http://www.pnas.org/content/112/44/13531.full
- Werner Andrews, Sarah. Sensitive Periods Unpublished Lecture 2013-2014. Montessori Northwest, Portland, Oregon.