«Мой ребёнок не любит пить воду!» — эта мысль проскальзывает у многих родителей, когда они, тем или иным образом, сталкиваются с информацией о важности обильного питья воды. Чай, соки, компоты, молоко, кефир, газировки — для многих семей являются нормой потребления жидкости.
Да, действительно, если ребёнок уже привык пить компоты, газированные напитки, соки, то обычная вода его уже не привлекает. И не удивительно! Разве может вода конкурировать по вкусу со сладким соком?
Но ведь именно вода, чистая вода, так важна для оптимального функционирования организма. Именно для оптимального! Естественно, употребляя весь день чай, газировку, соки, и прочее, мы продолжаем жить, работать, играть, в большинстве своём никогда не осознавая и не связывая какие-то состояния организма с элементарной нехваткой воды.
А ведь маленькие дети больше подвержены обезвоживанию организма в силу маленького размера тела, поэтому вопрос о достаточном потреблении воды в течении дня для детей стоит гораздо острее, чем для взрослого. Вода необходима не только для распределения питательных веществ к мышцам и клеткам, которые стремительно растут в период раннего детства. Вода также необходима для развития мозга и интеллекта. При потере воды из организма, клетки головного мозга работают менее эффективно – ослабевает способность к сосредоточению внимания и память. Исследования показали, что дети, получавшие достаточное количество воды, имели лучшие показатели интеллектуальной и физической активности, чем те, чей организм не получал достаточно воды.
Питьё воды – это дело привычки. Поэтому нелюбовь ребёнка к воде как напитку есть ничто иное как отсутствие привычки. Ребёнок ест и пьёт то, что мы ему даём с самого раннего детства, и большинство вкусовых предпочтений формируется его ежедневным опытом в семье. Поэтому сформировать привычку пить воду важно с самого раннего детства, и тогда ребёнок будет воспринимать питьё воды как естественную часть жизни, и вам не нужно будет бороться за то, чтобы вместо стакана газировки или сока ребёнок выпил стакан воды.
Если ваш ребёнок ещё мал, и пока не погрузился в мир сладких напитков, самое время ознакомиться с информацией здесь и методично формировать у вашего малыша вкус к воде и привычку пить воду в течении всего дня. Если же ваш ребёнок постарше, и уже познал «прелесть» сладких коммерческих напитков, то будьте готовы к тому, что вам предстоит проявить терпение и настойчивость, чтобы сформировать новую привычку взамен старой.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сформировать привычку у ребёнка регулярно пить воду:
-
Будьте примером
Вода должна быть вашим основным напитком в течении дня. Ребёнок должен видеть взрослых, пьющих воду, как дома, так вне дома (бутылочка с водой всегда должны быть в вашей сумочке). До 6 лет ребёнок впитывает всё вокруг и относится к этому как к норме, поэтому старайтесь, чтобы ваш ребёнок видел, как вы пьёте воду, а не только чай или кофе.
-
Приобретите небольшой красивый кувшинчик и стаканчик, который будет использоваться только для воды
Кувшинчик обязательно заинтересует вашего ребёнка, а особенно возможность самому наливать из него воду в стакан! Размер кувшинчика и стаканчика будет зависеть от возраста ребёнка. Начать можно с металлического самого маленького и постепенно прийти к стеклянному или керамическому уже большего размера. Поначалу наполняйте кувшинчик ровно таким количеством воды, сколько войдёт в стаканчик. По мере формирования само-контроля и способности вовремя остановиться, количество воды в кувшине, да и сам кувшин, может увеличиваться.
-
Организуйте доступ к источнику воды
Будь-то кувшинчик со стаканом, бутылка, или кран с питьевой водой, организуйте пространство так, чтобы ребёнок мог самостоятельно наливать себе воду в стаканчик и пить. То, что ребёнок делает сам, всегда вызывает больший интерес. Объявите ребёнку, что отныне он сам может наливать себе воду и пить, когда захочет. И понаблюдайте за его реакцией!
Если ребёнок играет на улице, продумайте, как вы можете обеспечить свободный доступ к воде и в такой ситуации. Может это будет бутылка, стоящая недалеко от места игры, или совместно с другими родителями на площадке, вы организуете что-то, что обеспечит доступом к воде всех деток на площадке.
-
Регулярно предлагайте ребёнку воду
Проснулись – попили водички, собираетесь уходить из дома, попили, перед тем, как пошли играть на улицу – попили, и прочее. Если вы не дома, то подайте ему бутылку и предложите попить. Важно понимать, что гораздо полезнее пить небольшое количество воды часто, чем редко, но много воды сразу.
Если ребёнок говорит, что пить ему не хочется, предложите выпить три глотка.
-
Всегда имейте воду при себе, даже когда уходите из дома
Это прекрасная привычка для любого человека. Пейте сами и предлагайте вашему ребёнку. Таким образом организм не будет лишён подпитки на длительно время, и вы будете менее склонны купить какой-то сладкий, наполненный сахаром и химикатами напиток, чтобы утолить возникшую жажду.
-
Добавьте кусочки фруктов в воду
На случай, если ребёнок совсем не хочет пить воду, побудить его интерес к этому может совместное приготовление особой воды. Это может быть кусочек киви, клубнички, огурца, апельсина, листочек мяты.
Обязательно включите ребёнка в приготовление, в зависимости от возраста, это может быть как простой факт наполнения водой кувшина и опускания туда кусочка фрукта, так и более сложного задания помыть и порезать ягоду или огурчик.
Помимо того, что вода приобретёт новый вкус, сам факт самостоятельного приготовления очень вероятно приведёт к тому, что ребёнок пожелает отведать приготовленный им самим напиток.
-
Добавьте в воду кубик льда
В жаркое время года можете предложить ребёнку добавить в воду кубик льда. Малыш обязательно заинтересуется, особенно если этот кубик он положит в свой кувшинчик сам.
-
Ограничьте доступ к другим напиткам.
Не держите дома газированные напитки и коммерческие соки. Соблазн всегда будет тянуть ребёнка в их сторону и переубеждать ребёнка, что полезнее попить воду по меньшей мере бесполезно.
-
Сначала вода, потом другой напиток
В случаях, когда вы ну ни как не можете отказать ребёнку в соке или газировке, сделайте за правило, что перед тем, как пить сладкий напиток, ребёнок должен выпить воду (определитесь с количеством сами в зависимости от возраста ребёнка). Выпив воду, ребёнок скорее всего уже не выпьет так много сладкого сока или газировки, чем мог бы.
-
Относитесь к питью воды как норме
Относитесь к питью воды как естественной процедуре, такой же как поесть, сходить в туалет, почистить зубы, не превращайте это в страшную обязаловку. Отношение определяет очень многое! Ребёнок будет впитывать ваше отношение и быстро усвоит приём воды как часть жизни, как то, что мы делаем регулярно без обсуждений, протестов, недовольств.
-
Рассказывайте истории и читайте книжки с упоминанием воды
Если рассказывание историй является частью вашей ежедневной жизни, то можете придумать историю, как девочка/мальчик по имени X пьют воду много раз в день. Детки в раннем возрасте любят истории о самой обычной жизни таких же деток, как и они сами.
Если в вашей семье нет обычая рассказывать истории, то можно приобрести книжку о воде, или даже сделать её самим. В списке источников я привела пример нескольких детских книг по этой тематике на английском языке.
-
Формируйте новую привычку постепенно
Если ребёнок уже привык пить только соки, чай и другие напитки, то действовать нужно постепенно и методично. Начните уменьшать количество сладких напитков, потребляемых в течении дня, например, вместо пяти раз в день, доводите постепенно до трёх раз в день, и в конце концов оставьте привычный напиток только в определённое время суток, например, на полдник.
Понемногу разбавляйте сладкий напиток водой. Постепенно увеличивайте пропорцию воды в напитке, например, сначала разбавляйте сок в пропорции 3:1, и доводите до 2:2.
И, главное, привносите изменения с любовью, нежно и ласково прививая интерес и формируя новую привычку. Тело вашего ребёнка будет вам благодарно!
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Edmonds, Caroline, MD. Subjective thirst moderates changes in speed of responding associated with water consumption. http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fnhum.2013.00363/full
- Schiller, Pam. Start Smart!: Building Brain Power in the Early Years. Gryphon House, 2012.
- Feeding the Brain Water for Academic Success. http://www.ilslearning.com/2015-03-feeding-brain-water-academic-success/
Детские книги про воду на английском языке:
Grobel Intratar. Roberta. Splash.
Schuh, Mari. Drinking water.
Parraman, J.M. Water.