Эта статья продолжает серию статей о концентрации внимания у детей. В статье «Концентрация внимания – важнейшая основа для развития ребёнка» мы раскрыли важность концентрации внимания для развития ребёнка, разобрали, что концентрация внимания — это внутренняя способность, данная ребёнку от природы с самого раннего детства и развивающаяся в активном взаимодействии с предметами при условии, что окружающая среда не препятствует этому. У ребёнка есть внутренняя тяга к деятельности, которая способствует возникновению концентрации, и ребёнок натурально стремится к такой деятельности и, осуществляя её, становится удовлетворённым и умиротворённым.
В статье «Развитие концентрации внимания в условиях Монтессори-сада» мы остановились на том, как в Монтессори-среде удаётся создавать условия, благоприятные для развития концентрации внимания у детей.
В данной статье речь пойдёт о том, как мы, родители, в домашних условиях можем создавать атмосферу, способствующую развитию концентрации внимания у детей. Именно созданию условий, а не конкретным упражнениям по развитию концентрации, посвящена эта статья.
Окружающая среда, благоприятная для естественного развития концентрации внимания у ребёнка, представляет собой:
- организованное упорядоченное пространство, предоставляющее ребёнку
- возможность вовлекаться в интересующую его деятельность,
- доступ к материалам и деятельности, которые требуют совместных усилий интеллекта и активности рук;
- возможность самостоятельно выбирать себе занятие, продолжительность работы и количество повторений,
- а также пространство, где уважаются и оберегаются даже самые хрупкие и непродолжительные моменты концентрации внимания, и
- где царит знание и уверенность в том, что ребёнок в благоприятной для его развития среде и отсутствии внешних препятствий самостоятельно следует своему внутреннему плану развития, заложенному в него самой природой.
Итак, как же в ежедневной жизни реализовать такие условия?
Рекомендация 1:
Организуем свободный доступ к предметам и материалам, интересных ребёнку на данном этапе развития и предоставляем ему свободу выбирать себе занятие
Свобода выбора – один из ключевых моментов Монтессори-философии. Возможность выбирать для себя занятие способствует более длительному вовлечению в активность. То, что ребёнку интересно, ему хочется делать и повторять вновь и вновь. Именно свободный выбор деятельности позволяет ребёнку полноценно отдаться своему занятию. Понять это несложно, поставив себя в подобную ситуацию. С чем мы будем с большей отдачей и вниманием работать: с тем, что нам кто-то говорит мы должны сейчас делать или с тем, что мы добровольно выбрали, следуя своим интересам, настроению, состоянию духа в данный момент?
Как реализовать:
- Пусть у вашего ребёнка будет своя полочка с материалами, книжками, игрушками. Это позволит обеспечить доступ к его игрушкам в любое время и не нуждаться в помощи взрослого, чтобы что-то достать.
- Предоставьте в распоряжение ребёнка игрушки и материалы, требующие активности рук и интеллекта (например, пазлы, кубики, конструкторы, лепка, рисование).
- Активность/материалы должны быть достаточно сложными, чтобы вовлечь ребёнка, но не излишне сложными, чтобы не оттолкнуть его. Тут мастерство наблюдения за ребёнком!
- Позволяйте ребёнку самому выбирать, чем он хочет заниматься в данный момент и повторять действие столько раз, сколько ему угодно.
- Обновляйте материалы/игрушки на полочке по мере надобности. Наблюдение за тем, что выбирает ребёнок, позволит понять, что уже можно убрать с полочки, что ребёнок уже освоил, и что требует новый уровень сложности.
Рекомендация 2:
Поддерживаем порядок в том пространстве, где находится ребёнок.
Порядок (а именно, отсутствие лишних предметов и вещей не на своих местах и организованное, привычное их расположение) чрезвычайно важен для детей в раннем возрасте. Концентрироваться в атмосфере беспорядка очень трудно. Порядок для ребёнка – это не просто прихоть, это жизненная необходимость.
Как реализовать:
- Держите небольшое количество игрушек/материалов, аккуратно расставленных на низкой полочке или стеллаже, остальные храните отдельно и периодически меняйте игрушки. Избегайте громадных коробок, набитых игрушками. Лушше меньше игрушек, выставленных на виду, чем много, но сваленных в кучу.
В условиях, когда комната ребёнка завалена игрушками или когда они скиданы в большую коробку, глубоко увлечься чем-то одним, погрузиться в деятельность очень и очень сложно. Поэтому, скорее всего, вы замечали, что в таких условиях ребёнок достаёт одну вещь, бросает, достаёт другую, бросает и ни что не может его глубоко увлечь. - Приучайте ребёнка брать следующую игрушку/материал после того, как он вернёт предыдущую на полочку. Для самых маленьних деток это значит, что вы прибираете игрушку сразу после того, как ребёнок наигрался с ней и тянется к другой; для деток постарше — вы делаете это совместно, постепенно приучая ребёнка к такому порядку вещей.
- Пусть у каждой вещи в вашем доме будет своё место и все члены семьи возвращают вещи на их места.
- Совместными усилиями и с радостью раставляйте игрушки по местам. Пусть ваш малыш видит, что возвращение игрушек на место — это норма в семье, а также увлекательное занятие, которое осущестляется с удовольствием и энтузиазмом.
Рекомендация 3:
Бережно относимся к моментам концентрации у ребёнка
Эту рекомендацию можно возвести в рамочку и повесить на видном месте дома. Именно так, настолько это важно! Часто происходит так, что мы по незнанию прерываем ценные моменты концентрации у детей. Из самых добрых соображений, мы вмешиваемся в активность ребёнка, предлагая ему новую игрушку, желая оказать ему помощь (раньше времени) или показать, как правильно нужно что-то делать. Иногда просто от переполненности чувств и умиления от своего чада нам хочется обнять его, расцеловать, сказать нежные слова. И это здорово, просто всему должно быть время, а несвоевременное «проникновение» в пространство концентрирующего ребёнка может прерывать эти бесценные мгновения.
«Мы не должны прерывать концентрирующегося ребёнка, потому что что-то свершается внутри него» [3, стр. 12].
Кроме того, что такие прерывания вызывают у ребёнка недовольство и нередко ведут к капризам, поскольку ребёнок не получает возможности следовать своему внутреннему гиду и удовлетворять свои потребности, в них скрыто и ещё одно далеко неблагоприятное для развития ребёнка последствие. Если вмешательство и прерывание происходит регулярно с самого младенческого возраста, то ребёнок может перестать пытаться глубоко вовлечься в деятельность, которая требует концентрации. Ведь зачем начинать, если тебя постоянно прерывают и не дают сосредоточиться ни на минутку. Таким образом, ребёнок может потерять внутреннюю мотивацию к концентрации внимания.
«Если процесс деятельности ребёнка прерывается, результат – отклонения в поведении, бесцельность, потеря интереса…. Поэтому, какую бы интеллектуальную деятельность мы не заметили в ребёнке – даже если нам она кажется абсурдной… мы не должны вмешиваться, потому что ребёнок должен иметь возможность закончить деятельность, на которую его тянет его душа» [2, стр. 160].
Как реализовать:
- Цените даже самые робкие, самые непродолжительные моменты концентрации, начиная с младенческого возраста.
Заметили, что ваш младенец тянется к игрушке, прилагает усилия, целиком и полностью погрузился в эту деятельность – остановитесь, замрите, наблюдайте, но не прерывайте его. Вы держите малыша в руках и он расматривает картину на стене — продолжайте стоять, пока малыш сам не отвернётся от картины и не даст вам понять, что он закончил. Помните, концентрация –это способность, которая требует активной работы ребёнка для её развития. - Не вмешивайтесь в деятельность ребёнка, когда видите, что он концентрируется.
Даже если сильно хочется помочь, даже если ребёнок что-то делает неправильно, даже если хочется похвалить, поцеловать, погладить по головке. Перетерпите, отвлекитесь, сделайте всё, что поможет вам устоять от соблазна вмешаться. Если ребёнку нужна будет ваша помощь, он обязательно вам об этом сообщит (не обязательно словами!) - Позволяйте ребёнку повторять действие столько раз, сколько ему это будет необходимо.
Не упрекайте, что он делал это уже двадцать пять раз (открывал и закрывал дверь, включал и выключал воду, клал и вынимал что-то из сосуда и прочее). Помните, повторение чрезвычайно важно для внутреннего развития ребёнка. Просто доверяйте, что его внутренний учитель знает, над чем ему надо поработать и сколько раз повторить. - Старайтесь дать ребёнку время натурально выйти из своего состояния концентрации, даже если вы куда-то сильно спешите. Вполне вероятно, что вам не придётся долго ждать, а ведь это многого стоит. Если вам действительно очень нужно идти, то подойдите к ребёнку, присядьте рядом, и подождите, пока он обратит на вас внимание. После этого можете сообщить ему, что, к сожалению, вам нужно уже уходить и придётся положить вещь на место. Будьте готовы к тому, что это может вызвать недовольство и протест.
- Если у вас несколько детей, то научите их с уважением относится к концентрации внимания другого человека. Для этого можете использовать Уроки Вежливости и Грации. Деткам постарше можно даже рассказать, что, когда мы работаем над чем-то со всем нашим вниманием, наш мозг развивается, и что очень важно в такие моменты не мешать.
Выработав у себя привычку не прерывать ребёнка в моменты глубокой концентрации, вы не только избежите капризов, слёз и всплесков недовольства, так знакомых всем родителям, пытающихся переключить ребёнка с его деятельности в то, что нужно взрослому, но и сослужите верную службу вашему ребёнку, позволив ему развивать в себе необходимые для него качества и навыки.
Рекомендация 4:
Включаем ребёнка в бытовую жизнь семьи
Ежедневная бытовая деятельность вызывает естественный интерес у ребёнка благодаря внутреннему желанию делать то, что делают взрослые и быть такими, как взрослые (да здравствует впитывающий ум!). Вы прекрасно знаете, как ваш малыш тянется делать домашние дела вместе с вами: и посуду ему мыть хочется, и метёлку он готов выхватить у вас из рук, и завидев тряпочку с ведром, он обязательно тянется поучаствовать, и загружать стиральную машинку вещами, и подавать вам вещи – всё эти ежедневные домашние дела чрезвычайно интересны для маленького ребёнка.
Такая деятельность практической жизни становится фундаментом для развития концентрации у ребёнка (и не только концентрации, конечно!), поскольку, во-первых, ему это очень интересно в этом юном возрасте, а во-вторых, такая деятельность как раз включает в себя целенаправленную активность рук, что способствует концентрации внимания.
В домашних условиях это может осуществляться, как с помощью специально подготовленных упражнений (упражнения практической жизни), расположенных на полочке в свободном доступе для ребёнка, так и через максимальное включение ребёнка в ежедневную жизнь в семье – мытьё посуды, подметание, мытьё полов, вытирание пыли, складывание одежды после стирки, натирание обуви кремом, приготовлении еды и прочее.
Рекомендация 5:
Ежедневно выделяем время для тишины
Старайтесь сделать так, чтобы каждый день у вас с малышом был какой-то промежуток времени, когда вы можете просто быть вместе или делать что-то с ним в тишине. Ни звуков телевизора, ни музыки, ни звуков разговоров по телефону (хорошо, по возможности, выключать телефон на некоторое время). Пусть это будет время тишины, тихой работы или занятия.
При этом вы можете делать что-то вместе с ребёнком, например, лепить пирожки, мыть окна, складывать постиранное бельё, либо можете заниматься параллельно, но каждый своим делом. Такие моменты тишины полезны не только для ума, но и для души.
Рекомендация 6:
Являемся примером концентрирующегося человека
Пусть ребёнок видит взрослых, работающих над чем-то, концентрирующимся и погружённым в деятельность (именно в деятельность, а не пассивное зависание за телевизором или компьютером). Чтение книги, рукоделие, глажка белья, письмо, ремонт прибора — неважно что, но сам образ концентрирующего человека очень важен в период «впитывающего ума», когда ребёнок буквально впитывает образы и переводит их из внешних во внутренние, которые становятся частью его самого.
Для ребёнка постарше вы можно упоминать слово «концентрация внимания», «концентрируется» при разговоре о человеке, погружённого в работу. Например, вы обращаете внимание ребёнка на то, что папа сейчас концентрируется и ему ему лучше не машать (смотри статью Как научить ребёнка вежливо прерывать). Таким образом, ваша домашняя среда будет пропитана уважением к концентрации, и впитывающий ум ребёнка будет закрепит этот образ и отношение к нему.
Рекомендация 7:
Не стремимся постоянно развлекать ребёнка
Некоторые взрослые боятся, чтобы, ни в коем случае, маленький ребёнок вдруг не заскучал и прилагают все усилия, чтобы развлечь его в первую же секунду такой «скуки». В ход идут электронные и заводные игрушки, говорящие игрушки или просто постоянное предложение ребёнку очередной игрушки. Для ребёнка — это пассивное развлечение, поскольку не требует никакой активности от самого ребёнка. А мы уже знаем, что ребёнок учится в активном взаимодействии со средой, предметами окружающего мира, делая маленькие открытия, преодолевая трудности и находя новые способы взаимодействия с предметами. И если ребёнок постоянно получает стимулы извне, он в конце концов, перестаёт проявлять инициативу к тому, чтобы найти себе занятие, следовать своему внутреннему плану развития.
Поэтому, вместо того, чтобы давать ребёнку электронные игрушки, телефоны, и прочее, предоставьте ему возможность пережить паузу, остановиться, понаблюдать и самому найти себе занятие. Не бойтесь того, что ребёнок заскучает. Если не подбрасывать в такие моменты ребёнку развлечения извне, то он обязательно найдёт, чем заняться.
Ребёнок, неприученный к пассивному проглатыванию внешних стимулов, предоставленных родителями, телевизором, планшетами, всегда найдёт себе дело, даже если это просто разглядывание трещинки в стене, исследование шероховатости поверхности паласа с помощью пальчика и прочее (что нам, взрослым, кажется ерундой, а для ребёнка — это исследование мира).
Рекомендация 8:
Воздерживаемся от раннего знакомства ребёнка с телевизором и планшетами
В идеале, для ребёнка младше 2 лет в его мире вообще нет телевизора, компьютера, планшетов и прочей техники, а после 2 лет время для просмотра телевизора или планшета строго ограничено (если уж совсем без этого жизнь пока не представляется).
Эти, излишне стимулирующие восприятие ребёнка, устройства никак не способствуют, а наоборот, препятствуют развитию ребёнка, в том числе и развитию концентрации. Мозг ребёнка, привыкший к пассивному восприятию громадного количества постоянно сменяющихся, быстро движущихся картинок, испытывает трудности переключиться на размеренную спокойную жизнь в реальном мире, и трудности сфокусировать внимание на предметах реальной жизни естественным образом вытекают из раннего и неконтролируемого доступа к просмотру телевизора и других экранов.
Далее, нельзя не упомянуть о факторах больше физиологического, чем педагогического характера. Важность их нельзя недооценивать, поскольку невнимание к ним и неудовлетворение соответствующих потребностей у ребёнка может стать препятствием на пути к развитию концентрации внимания, даже при условии выполнения всех вышеперечисленных рекомендаций.
Рекомендация 8:
Проводим больше времени на улице, и особенно на природе
Чрезвычайно важно в раннем детстве, чтобы ребёнок много двигался, бегал, лазил, прыгал, висел, кувыркался, балансировал. Дети, кто не имеет возможности достаточно двигаться, могут иметь сложности с развитием концентрации.
Рекомендация 9:
Поощряем ребёнка пить воду на протяжении всего дня
Мозгу становится трудно функционировать при малейшем недостатке воды, поэтому концентрация внимания страдает в первую очередь. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понемногу, но часто, пил воду в течение всего дня. Не соки, чай, компоты, а именно воду! Для оптимального функционирования организму необходимо, чтобы вода в небольших количествах поступала по крайней мере каждый час (о том, как приучить ребёнка к регулярному употреблению воды читайте здесь).
Рекомендация 10:
Обеспечиваем ребёнку достаточно сна для его организма
Исследования свидетельствуют, да и вы сами наверняка знаете на своём опыте, что человек, регулярно недосыпающий, теряет способность концентрироваться. А недосыпающие дети могут проявлять в своём поведении признаки гиперактивности и неустойчивости внимания.
Рекомендация 11:
Избегаем искусственных пищевых добавок
Избегайте продуктов, имеющих в своём составе пищевые добавки, особенно глютамат натрия, искусственные красители, искусственные подсластители (аспартам, кукурузный сироп, сахарин, ацесульфам К (Е950), цикламат (Е952)), а также ограничивайте приём сладостей промышленного производства. Все эти химические добавки негативно сказываются на всей работе организма, в том числе и работе мозга.
Существуют многочисленные данные о том, что извлечение искусственный добавок, красителей, сахаров из диеты людей с синдромом дефицита внимания, давало позитивные результаты для смягчения симптомов. Если вы внимательно понаблюдаете за ребёнком, то сами заметите разницу в его поведении и способности концентрации после принятия пищи, содержащих множество красителей и добавок.
Итоги:
Итак, при условии, что все физиологические аспекты жизнедеятельности ребёнка удовлетворены (сон, питание, вода, прогулки на свежем воздухе), организация окружающей среды ребёнка в соответствии с его потребностями позволит создать благоприятные условия для проявления и развития концентрации ребёнка уже с младенчества. Для создания такой благоприятной среды мы:
- организуем и упорядочиваем пространство дома;
- предоставляем ребёнку доступ к материалам и деятельности, которая требует совместных усилий интеллекта и активности рук;
- позволяем ребёнку самостоятельно выбирать себе занятие, продолжительность работы и количество повторений;
- воздерживаемся от электронных игрушек, приборов и других способов постоянно развлекать ребёнка извне;
- уважаем и оберегаем даже самые хрупкие и непродолжительные моменты концентрации внимания;
- и доверяем тому, что ребёнок в благоприятной для его развития среде и отсутствии внешних препятствий самостоятельно следует своему внутреннему плану развития, заложенному в него самой природой.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
1.Gowin, Joshua, Ph.D Why Your Brain Needs Water https://www.psychologytoday.com/blog/you-illuminated/201010/why-your-brain-needs-water
2. Montessori. Maria. The Absorbent Mind. New York: Henry Holt and company, 1995.
3. Montessori. Maria. The Child, Society and the World.