Одна из основных рекомендаций для родителей, которые интересуются созданием домашней среды, соответствующей потребностям и особенностям развития маленького ребёнка, касается способа размещения игрушек и материалов для творчества.
Если вы уже прочитали статью Ящики или стеллаж: как лучше размещать игрушки, вы уже знакомы c преимуществами низкого стеллажа или полки, с аккуратно расставленным небольшим количеством игрушек и/или материалов для творчества.
Такое расположение игрушек и материалов привлекательно и благоприятно для маленького ребёнка, так как удовлетворяет внутренние потребности сензитивного периода порядка, его потребность в самостоятельности, концентрации внимания, свободе выбора деятельности. При правильной организации, стеллаж позволяет не захламлять комнату огромным количеством игрушек, а держать на полочках только те, которые интересны и нужны ребёнку в конкретный период.
Если вы вдохновились идеей стеллажа для игрушек, но растеряны и не знаете, что и как делать, эта статья для вас. В этой статье я попытаюсь дать вам направление, чтобы вы уже самостоятельно, исходя из своей жизненной ситуации и зова сердца, смогли найти способ организовать пространство ребёнка таким образом, чтобы оно удовлетворяло его потребностям и способствовало, а не препятствовало, его самостоятельному развитию себя.
С какого возраста?
В идеале, чем раньше тем лучше. Низкую полочку с игрушками и предметами для манипулятивных действий можно и желательно организовать уже с младенчества.
Ребёнок впитывает порядок вещей в окружающем пространстве задолго до того, как он может самостоятельно передвигаться. Он наблюдает, что и как в мире вокруг него с самых первых дней жизни, и стабильность и порядок становятся основой для ориентации в пространстве. Малыш будет наблюдать, что его игрушки хранятся на полочке, что взрослый возвращает их на свои места. Когда он начнёт ползать, он сможет самостоятельно добираться до полочки и брать оттуда свои игрушки. Чуть позже он начнёт тянуться и вставать, опираясь на полочку, работать с материалами прямо на полочке, или расположившись на полу возле неё.
Поэтому, если позволяет пространство жилого помещения и есть возможность, то организовать низкую полочку лучше как можно раньше.
Однако, если ваш ребёнок уже далеко не младенец, и вы только сейчас знакомитесь с этой информацией, и она вам созвучна, самое время привнести изменения в организацию пространства для ребёнка прямо сейчас. Мозг ребёнка очень пластичен, и он приспособится к изменениям.
Где взять стеллаж или полку
- купить в ikea или любом другом мебельном магазине
- заказать у плотника
- переоборудовать имеющуюся в доме мебель
Если нет возможности или места для того, чтобы приобрести отдельный стеллаж или полочку для малыша, можно выделить нижнюю полочку или две в имеющихся шкафах, стеллаже для книг или даже полочку в журнальном столике.
Проявите изобретательность, если пространство дома или финансовая ситуация не позволяет организовать малышу его собственный стеллаж.
Что важно знать:
- Высота стеллажа/полки не превышает уровень глаз ребёнка.
- Стеллаж или полка должны быть открытыми.
- Небольшое количество игрушек и/или материалов на стеллаже в конкретный период времени.
- Игрушки и материалы аккуратно расставлены, и у каждой вещи своё место.
- Игрушки и материалы на полке регулярно сменяются.
- Игрушки и материалы, состоящие из нескольких частей, располагаются на подносе, в корзинке или красивой коробочке.
- Углы закруглены, стеллаж устойчив.
Остановимся на каждом из вышеперечисленных пунктах подробнее:
1. Высота стеллажа
Высота стеллажа или полки зависит от возраста ребёнка и будет отличаться для младенца, 2-летнего и 5-летнего ребёнка. Общая рекомендация – чтобы игрушки были не выше уровня глаз ребёнка, и чтобы он легко мог взять что-то с полки и вернуть обратно без помощи взрослого.
Почему важно:
- Ребёнок самостоятельно может брать игрушки с полки и не нуждается в помощи взрослого, чтобы подать ему что-то.
- Позволяет ребёнку самому выбирать, чем ему заняться, и, соответственно, следовать своему внутреннему учителю (при условии, конечно, что на полке есть материалы/игрушки, удовлетворяющие его потребности).
- Ребёнок сможет самостоятельно возвращать игрушки на свои места и поддерживать порядок.
2. Стеллаж или полка должны быть открытыми
Это значит, что не должно быть дверей, выдвижных шкафчиков, шторок, то есть всего того, что преграждает обозримость и свободный доступ к содержимому полочки. Всё, что расположено на полочках должно быть открыто взору ребёнка и доступно его рукам.
Почему важно:
- Обеспечивает видимость игрушек и стимулирует интерес ребёнка к активному действию.
- Поддерживает стремление ребёнка к самостоятельности.
3. Небольшое количество игрушек и материалов на стеллаже
На стеллаж или полку выставляется небольшое количество игрушек и/или материалов, а остальные прибираются в кладовку или шкафы.
Для младенца до года оптимальное количество 4-5 игрушек и/или предметов для манипулятивной деятельности. Для ребёнка 1-2 лет количество материалов и видов активностей в одно время 5-7, и для детей в возрасте от 2 до 3 лет это может быть 7-9 видов деятельности. Это общие рекомендации, на практике количество может отличаться исходя из ваших наблюдений за ребёнком.
Почему важно:
- Ограниченное количество игрушек позволяет ребёнку легче делать выбор и находить себе занятие в конкретный момент времени.
- Небольшое количество игрушек позволяет более глубоко вовлекаться в деятельность и испытывать ценные для ребёнка моменты концентрации внимания.
- Способствует формированию бережного отношения к вещам.
Принцип небольшого количества материалов, доступных в одно время, относится и к книгам, а также к материалам для творчества (карандашам, пластилину, краскам и прочее). С малышами начинайте с 1-2 карандашей, 1-2 цветом пластилина и постепенно, по мере взросления, добавляйте количество вариантов для выбора. Меняйте цвет карандашей раз-два в неделю или по необходимости, основываясь на наблюдения за ребёнком. Аналогично и с книгами. Держите 3-4 книги на полочке для ребёнка, а остальные держите на более высокой полке или шкафу.
4. Игрушки аккуратно расставлены и у каждой игрушки своё место
Расставляйте игрушки и материалы на расстоянии друг от друга, чтобы зрительно было чётко видно, что у каждой вещи своё место.
Почему важно:
- Взывает к чувству порядка. Ребёнок до 4.5 лет особо чувствителен и нуждается в порядке. Для психики ребёнка очень важно, чтобы у каждой вещи было своё место, и чтобы он точно знал, что он может найти то, что ему нужно в том месте, к которому он привык.
- Материалы и игрушки более привлекательны для ребёнка, таким образом мотивируют его на активное действие.
- Способствует формированию привычки возвращать вещи на свои места. Гораздо легче ребёнку научиться возвращать вещи на свои места, если у каждой вещи есть место и ребёнок знает, где оно.
Поначалу это ответственность взрослых помнить и всегда возвращать игрушку на её место. Малыш будет наблюдать, впитывать образ, хотя сам возвращать игрушки на место пока не будет. По мере взросления ребёнка, он уже сможет участвовать в этом процессе и «помогать» вам отнести, например, корзинку с конструктором на место. И в конце концов, однажды вам останется только наблюдать, как ваш ребёнок возвращает игрушку на полку и берёт другую.
5. Игрушки и материалы на стеллаже регулярно сменяются
Важно понять, что те 5-9 игрушек/материалов/предметов, что вы выставили на полочку, не остаются там постоянно, а периодически меняются. Ребёнок растёт, его интересы меняются, какие-то потребности удовлетворяются и на смену им приходят новые, и в конце концов, игрушки приедаются и теряют привлекательность.
Поэтому, с периодичностью один-два раза в неделю, вы, на основе своих наблюдений за ребёнком, убираете что-то с полочки и выставляете что-то новое из ваших запасов (из тех самых, что вы прибрали в шкаф или кладовку, либо что-то действительно новое, приобретённое на основе выявленных интересов и потребностей ребёнка).
Почему важно:
- Ротация игрушек и материалов поддерживает интерес ребёнка. Каждые несколько дней на полочке появляется что-то новое, будь это другой цвет карандаша взамен предыдущего, новая книжка, новый цвет бумаги для вырезания, или новый конструктор.
- Позволяет удовлетворять меняющиеся потребности и интересы ребёнка.
- Позволяет обходиться ограниченным количеством игрушек за счёт того, что они исчезают на некоторое время из поля зрения, а потом возвращаются, и воспринимаются маленьким ребёнком словно новая вещь.
Как узнать, когда убрать игрушку и выставить другую:
- Ребёнок не проявляет интереса к игрушке и не пользовался ей уже некоторое время.
- Ребёнок освоил материал/конструктор, и ему нужен следующий уровень сложности.
- Ребёнок в целом не проявляет интереса к тому, что на полочке. Это происходит, если материалы залежались, приелись ребёнку, не удовлетворяют его потребностей, и ничего нового и интересного для него на полочке нет.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»] Система ротации игрушек позволяет не скупать магазины, а обходиться небольшим количеством материалов/игрушек, которые, исчезнув на некоторое время из поля зрения, при очередном их появлении, воспринимаются маленьким ребёнком как новые. [/pullquote]
Как менять:
Менять одну-две игрушки за один раз. Обязательно оставлять на месте то, что ребёнку очень нравится и чем он с энтузиазмом занимается.
Не заменяйте все игрушки и книжки сразу, если только вы не оказались в ситуации, что ваш ребёнок перерос все имеющиеся на полке игрушки/материалы и уже не интересуется ими. В таких случаях можно провести полную инвентаризацию и обновить всё полку целиком. Это оживит интерес ребёнка!
6. Игрушки/материалы, состоящие из нескольких частей, складываем на поднос, в корзинку или небольшую коробочку
Сюда можно отнести Лего и другие конструкторы, мозаики, кубики, материалы для творчества.
Почему важно:
- Делает пространство организованным и внешне привлекательным.
- Материал готов к работе и не требует дополнительных усилий, чтобы собрать части, например, конструктора перед тем, как начать деятельность.
- Позволяет поддерживать порядок.
7. Углы закруглены, стеллаж устойчив
В идеале у полки должны быть закругленные углы. Если такой полки не удалось найти, можно использовать специальные насадки для углов мебели.
Для младенца и ребёнка, начинающего ходить, очень важно, чтобы полка была закреплена к стене или была достаточно тяжёлой, чтобы выдержать вес ребёнка и не опрокинуться. Начинающий ходить малыш будет использовать полку в качестве опоры, чтобы встать, может использовать её для поддержания равновесия и ходьбы вдоль неё. Поэтому важно продумать этот момент при приобретении и установки полки, если в вашем доме есть младенец.
Что располагаем на полке:
В зависимости от того, насколько резонирующей для вас является система Монтессори, содержимое полочки, а именно тип материалов/игрушек и вид деятельности, предлагаемый ребёнку, будет отличаться. Ознакомиться подробнее о том, какие материалы и виды деятельности соответствуют потребностям и интересам каждого конкретного периода развития, основываясь на идеях Марии Монтессори, можно будет в последующих статьях. Ниже представлю общие рекомендации для некого абстрактного ребёнка в возрасте ближе к двум годам и старше:
- игрушки и материалы для предметно-манипулятивной деятельности (конструкторы, пазлы, кубики для строительства, нанизывание бусинок и прочее)
- материалы для изобразительного творчества (инструменты для лепки, рисования, вырезания, аппликации и др.)
- несколько книг
- рукоделие (вырезание из бумаги, основы шитья и др.)
- музыкальные инструменты
- игрушки (мягкие игрушки, машинки, куклы, модели животных и прочее)
Это общие рекомендации, подходящие для любой семьи, независимо от того, применяют ли они идей педагогики Монтессори для организации домашней среды.
Прошу привнести осознанность в этот вопрос и не воспринимать вышеперечисленные наименования как точные указания. Важно понять, что содержимое полочки зависит от возраста и интересов вашего ребёнка в конкретный период времени, и здесь важно, помимо знакомства с общими возрастными особенностями и потребностями ребёнка в конкретном возрасте, наблюдать за своим ребёнком и чутко реагировать на то, что он вам демонстрирует.
В один период ребёнок может интересоваться только изобразительным искусством и, если вы разглядите это и последуете за вашим ребёнком, то его полочка, возможно, на время будет наполнена только материалами для изобразительной деятельности. В другое время ребёнку будут интересны только пазлы и конструкторы. Потом вдруг возникнет интерес к познанию животных, рассматриванию книг про животных и слушанию историй о них, и соответственно, полочка вновь изменит свой вид.
Юлия Бортко — montessori-way.ru