Перед нами очаровательный, всеми любимый новорожденный ребёнок. Он пока ещё беспомощен: не способен самостоятельно передвигаться, сообщать окружающим о своих нуждах, и много чего ещё не способный.
Но вот проходит не так уж много времени, и он уже тянется ручкой к тому, что ему интересно, начинает ползать, а потом и ходить, произносит первые слова, самостоятельно ест, и потом, буквально каждый день, удивляет родителей новыми словами, навыками, мыслями, действиями.
Его стремительное развитие и познания в первые годы жизни восхищают любого взрослого. Он приходит таким беспомощным и неспособным, но уже через два-три года он многое умеет и понимает!
Но как это возможно, чтобы младенец, не обладающей памятью, силой воли и другими характеристиками, необходимыми нам для учения, мог осилить такую грандиозную задачу? Ведь никто не обучает младенца языку? Никто не объясняет, как произносить звуки, как строить предложения, не выдаёт 2-летнему ребёнку по 10 слов для запоминания. Никто не обучает ребёнка ходить, не показывает каждое движение с просьбой повторить. Мало того, даже если мы попытаемся это сделать, мы не достигнем успеха, ибо ребёнок до 3-лет не поддаётся прямому обучению вообще.
Ребёнок учится всему этому самостоятельно, в своей ежедневной жизни, даже не осознавая, чему и как он учится. Так что же это за сила, которая позволяет ему учиться невероятными темпами и без прямого воздействия взрослого?
А сила эта поистине уникальная, свойственная только человеку и только в возрасте примерно до 6 лет. Сила эта – уникальное ментальное состояние ребёнка, которое Мария Монтессори назвала «впитывающим умом».
«Маленькому ребёнку присуще неосознанное ментальное состояние, созидательное по своей природе» [3, стp. 61].
Что такое впитывающий ум?
Термин впитывающий ум использовался Марией Монтессори для описания особой способности ребёнка до 6 лет впитывать все, даже самые мелкие детали его окружения, легко и без усилий. Никогда больше в жизни человека у него нет такого дара природы, как в возрасте до 6 лет. Просто живя, находясь среди людей, наслаждаясь своей жизнью, ребёнок усваивает огромные пласты информации, формирует навыки и создаёт себя.
«У ребёнка есть особая чувствительность, которая позволяет ему впитывать всё вокруг себя, и именно этот механизм наблюдения и впитывания позволяет ребёнку приспосабливаться к жизни. Он делает это благодаря неосознаваемой силе, которая существует только в детстве» [1, стр.57].
Особый дар человеку
Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что маленький котёнок мяукает едва ли не сразу после рождения, жеребёнок встаёт на ножки и начинает передвигаться именно так, как передвигаются лошади, а маленькие обезьянки именно так, как свойственно обезьянам. Животное от природы получает программу развития/роста, которая определяет результат — то животное, которым оно станет со всеми характерными особенностями соответствующего вида. И эта программа, по сути, срабатывает сама по себе, то есть носит инстинктивный характер.
В случае же с человеком всё несколько иначе. С одной стороны, ребёнок тоже получает от природы определённый замысел, потенциал, как, например, способность освоить язык, способность ходить, развивать интеллект, и многое другое. Но с другой стороны, сам по себе замысел не определяет конечного результата. Для реализации этого замысла ребёнку требуется человеческая среда.
Все мы слышали истории, когда человеческий младенец рос среди животных и приобретал характеристики тех животных, которые окружали его. Его потенциал и замысел на развитие речи, прямохождение и другие свойственные человеку характеристики не был реализован.
Кроме того, человеческое развитие не втиснуто в рамки какой-то схемы, которая целиком определяет один единственный способ двигаться, тип пищи, удовлетворяющей потребности организма, или тип климата или региона, в котором он может жить (как это происходит в мире растений и животных). Нам всем известно, что гусеница будет ползать и есть листики, а не прыгать по веткам и есть птичек; что семя тыквы вырастет в тыкву, как бы мы не хотели вырастить из этого семени огурец.
С человеком же иначе. Человечество населяет самые разные климатические и природные зоны, потребляет самую разную пищу, по-разному обустраивает свой быт, по-разному двигается (ходит, сидит, танцует). Человеческий организм обладает потрясающей способностью приспосабливаться почти к любым условиям среды. И так было задумано нашей бесконечно мудрой природой!
Именно поэтому человеческий ребёнок входит в жизнь без готовой программы, определяющей, кем и каким он станет. Каждый младенец имеет потенциал создавать, развиваться и становиться человеком своего времени и места. Ему предстоит не только сотворить себя, но и стать членом общества, в котором он будет расти, приспособиться к культуре, освоить нормы и обычаи, а потом уже выполнять свою космическую задачу.
«Он входит в жизнь и начинает свой мистический труд: мало-помалу он выстраивает удивительные характеристики человека, адаптированного к своей стране и времени» [1, стр. 25].
Для того, чтобы ребёнок мог осуществить поставленную перед ним задачу, природа обеспечила его особым качеством ума. Именно благодаря этому впитывающему уму беспомощный младенец легко и без усилий осваивает человеческий опыт, строит и развивает себя и становится человеком своего времени и места.
Две функции впитывающего ума
Впитывающий ум позволяет ребёнку, во-первых, создавать себя, как в интеллектуальном так и личностном аспекте, и во-вторых, адаптироваться к культуре своего времени и места.
Рассмотрим первую функцию впитывающего ума — сотворение себя.
Мария Монтессори утверждала:
«Ребёнок — не инертное существо, который всем обязан нам, словно он пустой сосуд, который мы наполняем. Нет. Сам ребёнок создаёт из себя человека, и нет такого человека, который не был сотворён тем самым ребёнком, которым он был» [1, стp. 14].
Благодаря впитывающему уму ребёнок вбирает в себя всё, что он видит вокруг и воплощает это в себе.
«У ребёнка есть способности, отличные от наших, и творения, которые он совершает, совсем не простые; он создаёт всё. Он не только овладевает языком, но и формирует органы, позволяющие ему произносить слова. Ему приходится сотворять физическую основу для каждого движения, всех составляющих интеллекта, всего, чем одарён человек» [1, стр.22].
Ярким примером здесь может послужить развитие речи. Мы знаем, что ещё в утробе матери зарождаются физиологические механизмы речи: язык, губы, уши а также мозг с его программой усвоения языка. То есть на момент рождения у ребёнка уже есть потенциал для развития речи. Однако ему предстоит проделать огромную работу, скрытую от нашего взора и не осознаваемую им самим, перед тем как однажды он произнесёт первое слово.
Впитывающий ум позволяет ребёнку вбирать в себя все элементы языка, который он слышит в своём окружении. Ребёнок внимательно наблюдает за ртом говорящего с ним человека, слушает звуки его речи, впитывает грамматическую структуру языка.
Ему предстоит различить из всего потока звуков вокруг него именно звуки речи, овладеть координацией своих органов речи и научиться произносить эти звуки, осознать, что у каждого объекта в окружающем мире есть имя (название), а также, что эти звуки окружающие люди используют для взаимодействия, впитать структуру языка и прочее, и всё для того, чтобы однажды смочь полноценно взаимодействовать с миром с помощью речи.
И делает он это самостоятельно, без каких-либо уроков произношения, заучивания новых слов, объяснений грамматики. Просто находясь в среде, где он слышит человеческую речь и где с ним общаются, просто проживая свою младенческую жизнь, без каких-то специальных усилий, ребёнок осваивает свой родной язык, будь это один или несколько, простой или сложный язык.
Это и есть пример того, как с помощью впитывающего ума ребёнок создаёт себя. И это не может не изумлять нас, взрослых, особенно тех, кто пробовал изучать иностранный язык и знает, с каким трудом он даётся нам, взрослым!
Теперь обратимся ко второй функции — адаптации к культуре того места и времени, в котором находится ребёнок.
Ребёнок попадает в этот мир, не имея программы, как вести себя в нём: как сидеть (за столом или на полу), что и как кушать (руками или столовыми приборами), как относиться к другим людям, животным, природе, жизни, миру; как одеваться, как здороваться, как танцевать, как перемещаться и прочее и прочее, что составляет человеческую культуру.
В этом контексте вспоминается фильм “Прекрасная Зелёная”, где героиня с другой планеты попала на Землю и не совсем вписывалась в то место и время, куда она попала. Примерно также ощущаем себя мы, приехав в культуру, сильно отличающуюся от нашей. Взрослым приходится прилагать огромные усилия к тому, чтобы хоть как-то приспособиться к новой среде.
Примерно в таких же условиях оказывается ребёнок, пришедший в этот мир. Ему предстоит стать человеком своего времени и места. Несмотря на грандиозность задачи, решается она легко и безболезненно для ребёнка. Мария Монтессори писала:
«Взрослые восхищаются окружающей их средой, они могут помнить и думать о ней. Ребёнок же впитывает её. Всё, что он видит не просто запоминаются им, оно формирует часть его души. Он воплощает в себе всё то, что его глаза видят и уши слышат» [1, стр. 56].
Впитывающий ум позволяет ребёнку через его органы чувств впитать традиции, привычки, ценности, предрассудки, отношения, модели поведения, речевые шаблоны, привычки питания, особенности климата и местности, и воплотить всё это в человеке, которым он становится.
Очень важно заметить, что этот процесс адаптации происходит с любовью! Природа наградила ребёнка этой безусловной любовью к своей среде. В каких бы обстоятельствах, среди каких бы людей он ни жил, в раннем детстве он натурально будет любить всё то, что его окружает. Без осуждений, жалоб, претензий, он будет просто любить.
Будь это пустыня со своей скудной растительностью или тропический остров с обилием фруктов, разнообразная растительная пища или однообразная и даже не самая питательная, будет ли это маленькая комната в многоквартирном доме среди городского шума или просторы природы и тишина отдалённой деревушки, будет ли это досуг с чтением книг и беседами или просмотр телевизора. Таким образом, природа позаботилась о выживании человека и о человеческой цивилизации.
«Ребёнок — инструмент, с помощью которого каждый человек достигает любви к своему родному уголку земли и привязывается к своим местным традициям. Но в то же самое время, он и средство, с помощью которого человечество продвигается в своей эволюции» [3, стр. 65].
Для того, чтобы человеческая цивилизация развивалась, ребёнок должен осуществить своё развитие уже после рождения, что позволяет ему начать свой путь, отталкиваясь от имеющегося уровня развития цивилизации. Без такого механизма человечество бы топталось на месте, так как каждый ребёнок вынужден был бы проходить весь путь развития человечества с нуля. И как тут не восхищаться, как всё в природе продуманно!
Продолжение статьи читайте здесь.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Montessori, Maria (1949). The Absorbent Mind. Claude A. Claremont trans. Oxford, London: Clio Press, 2002.
- Montessori, Maria (1946). Education for a New World. Oxford, England. Clio Press, 2002.
- Montessori, Maria (1955). The Formation of Man. A.M.Joosten trans. Amsterdam, The Netherlands: Montessori-Pierson Publishing Company, 2009.
- Montessori, Maria (1946). The 1946 London Lectures. Edited by Dr. Annette Haines. Amsterdam, The Netherlands: Montessori-Pierson Publishing Company, 2012.
- Montessori, Maria (1949). Lecture III. The San Remo Lectures, 1949. San Remo, Italy. AMI, 2003/2004.
- Werner Andrews, Sarah (2013). The Absorbent Mind. Unpublished lecture, Montessori Northwest, Portland, Oregon.