В этой статье мы продолжаем рассматривать одну из базовых тем в педагогике Монтессори — «впитывающий ум» ребенка. Первую часть статьи читайте здесь.
Аналогия с фотоаппаратом
Мария Монтессори сравнивала впитывающий ум ребёнка с работой фотоаппарата. [3, стр. 62-63]. Один щелчок, и фотоаппарат запечатлевает всё в поле кадра. Для фотоаппарата не представляет большей трудности запечатлеть группу людей вместо, допустим, одного человека. Он зафиксирует не только объект, на который мы нацеливаем его, но и всё вокруг этого объекта.
Фотоаппарат объективен и неразборчив, как и впитывающий ум ребёнка, берёт в кадр все детали: хорошие, плохие, нейтральные.
После фотосессии, плёнку располагают в тёмное место (что было до появления цифровых фотоаппаратов). Лишь через некоторое время на ней начинает проявляться картинка того, что было запечатлено. Как только снимок засняли, его уже невозможно изменить. Так и с впитывающим умом: впечатления, которые ребенок впитывает в себя, впечатываются в его подсознание и остаются там до тех пор, пока однажды не выйдут в его сознание.
Аналогия с фотоаппаратом позволяет наглядно представить особенности функционирования впитывающего ума.
ОСОБЕННОСТИ ВПИТЫВАЮЩЕГО УМА
- Подобно камере, впитывающий ум вбирает в себя тотально, фиксирует впечатление во всей его целостности, со всеми деталями.
Ребёнок не выбирает, что ему впитать, а что не надо, не даёт оценки, что ему полезно, а что нет. В его подсознании фиксируется абсолютно всё, в мельчайших деталях и принимается как норма.
Однажды, во время практики в Монтессори-саду, я давала урок по музыкальным колокольчикам. Поскольку стол с колокольчиками для взрослого очень низок, вместо того, чтобы пониже нагнуться, я неосознанно согнула колени, чтобы быть пониже. После того, как я показала урок и передала очередь ребёнку, она точь-в-точь повторила мои движения не только с колокольчиками, но даже и присела так же как я, хотя для её роста это совсем не требуется. Это послужило мне напоминанием о силе впитывающего ума и его тотальном восприятии и необходимости осознанно подходить к даже самым мелким деталям.
- Впитывающий ум работает неосознанно.
Ребёнок не осознаёт, что он постоянно впитывает образы, модели поведения, речь. Он неосознанно впитывает абсолютно всё, что видит в окружающем его мире, огромное количество неосознанных впечатлений залегает где-то глубоко внутри его подсознания. Поэтому маленький ребёнок не будет знать, где и как он чему-то научился. Попробуйте спросить у двух-летнего ребёнка, где и как он научился говорить 🙂
Ребёнок не ставит себе цель, и не планирует, не рассуждает, а просто впитывает то, что видит и слышит. Вряд ли вы услышите от ребёнка что-то подобное этому: «Так, на папу мама всегда ругается, она говорит ….. Ясно. Завтра попробую и я» или «Хм, этих чёрных летучих существ мама и папа хлопают полотенцем. Интересно… Ну ладно, значит так надо, теперь и я так буду делать». Но тем не менее, все эти образы впитаются неосознанно и однажды проявятся в самом ребёнке.
Люди, занимающиеся саморазвитием, рано или поздно начинают задаваться вопросами, откуда у них появились те или иные глубоко засевшие в психике идеи, программы, установки. Большинство их как раз родом из раннего детства, но поскольку усвоение их происходило неосознанно, нам трудно проследить их истоки.
- Впечатления из окружающего мира ребёнок впитывает без усилий и усталости.
Ни интеллект, ни память, ни волевые усилия не требуются от ребёнка, чтобы, например, овладеть речью. Какой бы сложный не был язык, в каждом уголке мира, дети одинаково хорошо и примерно в одно и то же время овладевают устной речью.
Нам не приходится с младенчества целенаправленно заниматься языковыми уроками: обучать произношению звуков, учить новые слова, объяснять грамматику (а ведь взрослые, лишённые впитывающего ума вынуждены делать именно это для изучения нового языка).
Дети просто живут, занимаются своими детскими делами, наслаждаются каждым моментом жизни, а эта мистическая сила их впитывающего ума наполняет их сокровищами.
- Впитывающий ум проделывает огромную внутреннюю работу перед тем как реализовать/выразить что-то на внешнем плане.
Это значит, что длительное время нам может казаться, что ничего там у ребёнка внутри не происходит, так как он не выдаёт нам сегодня то, что увидел или услышал вчера. Но в действительности работа идёт, видим мы её или нет.
На примере речи, мы знаем, что ребёнок на протяжении многих месяцев впитывает в себя окружающую его речь, внутри его мозга образуются нужные соединения, и лишь спустя длительное время он одаривает счастливых родителей первыми словами. Этот процесс на протяжении долгого периода не доступен нашему взору, и лишь через некоторое время результаты неосознанного творения начинают проявляться на внешнем плане.
Тренер Монтессори-педагогов Сара Вернер-Эндрюс в своей лекции сравнивает этот процесс с формированием кораллового рифа. Глубоко под водой, недоступно нашему взору, кораллы впитывают необходимые элементы из воды, формируя риф. И так продолжается длительное время, пока однажды верхушка рифа не появится на поверхности воды. Этот маленький островок видимого рифа — лишь верхушка огромного длительного процесса жизни и развития [6].
Когда ребёнок делает первые шаги или произносит первые слова — это как верхушка рифа. В течении долгих месяцев, недоступно нашему взору, закладываются необходимые ментальные образования, для того, чтобы однажды они проявились в форме речи или ходьбы. Эти первые шаги и первые слова — результат огромной внутренней неосознанной работы впитывающего ума ребёнка.
- Впитывающий ум обладает характеристикой универсальности и временности.
Впитывающий ум присущ абсолютно всем детям во всём мире приблизительно до 6 лет, после чего он сменяется логическим мышлением и ребёнку уже приходится прилагать усилия для обучения чему-то новому. Никогда больше человек не сможет с такой лёгкостью усваивать новые образы, информацию и формировать умения, как в возрасте до 6 лет.
- Впитывающий ум вбирает в себя не просто зрительный образ, но и эмоциональное содержание.
Он впитывает отношения между людьми, мироощущения, предубеждения и даже невыраженные чувства и эмоции о себе, своей семье и культуре.
Ребёнок не разделяет образы на полезные и вредные, на хорошие и плохие. Он не даёт оценку и не выбирает, он принимает всё с любовью и как истину. Ребёнок примет унижение и боль точно также, как примет заботу и поддержку. [6, стр. 7].
Вот почему нам нужно быть осознанными в том, что мы предлагаем своему ребёнку, какие люди, какие отношения, какие эмоции окружают его.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мария Монтессори выделяла два периода функционирования впитывающего ума, соответствующих двум стадиям развития ребёнка: от рождения до 3 лет и от 3 до 6. Первый период — «бессознательное творение», за которым следует «сознательное развитие».
Бессознательное творение — от рождения до 3 лет
C рождения и до 3 лет впитывающий ум функционирует абсолютно неосознанно. Ребёнок не осознаёт процессы, происходящие внутри него, да и взрослому эти процессы недоступны. Мы мало что можем увидеть на внешнем плане, но внутри ребёнка под воздействием мощной внутренней силы в этот период происходит огромная работа.
«Мы должны понимать, что в первые два года жизни имеет место психическое сотворение, а не рост. Сотворение способностей, сотворение сознания, всё создаётся в этот период; после этого природа совершенствует и расширяет то, что было уже было создано» [4, стp.17].
В течении первых трёх лет ребёнок формирует речь, координированные движения и чувство собственного «Я», осваивает базовые функции человеческого тела (учится самостоятельно ходить в туалет, кушать, одеваться, умываться и прочее).
В этот период закладываются ментальные и психические структуры, которые в будущем будут определять поведение человека. Активно взаимодействуя с окружающим миром, ребёнок конструирует свой интеллект и характер.
«Из неосознанного существа, мало—помалу, подобно постепенному восходу солнца, формируется интеллект» [4, стp. 38].
Весь этот процесс не поддаётся прямому воздействию взрослого. Мы не можем учить чему-то ребёнка до трёх лет. Он сам будет учиться, формироваться, независимо от нашей воли. Единственное, что мы можем делать, это не мешать и предоставлять ему благоприятную среду и свободу взаимодействовать с ней.
Сознательное развитие — от 3 лет до 6 лет
Приблизительно с 2.5-3 лет, на смену созданию и конструированию приходит развитие, совершенствование и интеграция всего того, что было уже создано за первые три года жизни.
В это время ребёнок стремится упорядочить накопленные им ранее впечатления об окружающем его мире. Ребёнок осознанно пытается разобраться в своём окружении, будто «вобрав в себя окружающий мир бессознательным умом, теперь он прибирает его к своим рукам». [1, стp. 166].
В этот период ребёнок будто вновь открывает то, что уже было им впитано ранее, но выводит это на новый уровень. Например, ребёнок к трём годам имел достаточно опыта с цветами, он видел предметы разных цветов, он может отличать один цвет от другого, и даже иметь предпочтения к определённому цвету. Но теперь, на этапе сознательного труда, происходит обобщение предыдущего опыта и формируется абстрактное понятие о цвете.
Впитывающий ум продолжает легко и неосознанно вбирать в себя впечатления через органы чувств, но теперь ум распоряжается действиями рук. Если раньше ребёнком управляла невидимая внутренняя сила, которая словно тащила ребёнка к взаимодействию со средой, то теперь этой силой стал его ум.
«Ребёнок в этом возрасте постоянно занят, счастливый и беззаботный, если его руки всегда заняты» [2, стp.50].
Монтессори называет руки ребёнка «инструментом ума», потому что через руки детский ум способен постичь окружающий мир.
В этот период мы начинаем видеть проявления независимости, воли, а также интеграции ума и тела. Когда все эти энергии объединяются и могут функционировать в их натуральном ритме, ребёнок развивается естественно и благоприятно.
Мария Монтессори обобщает работу впитывающего ума следующим образом:
«Таким образом, для человека кажется вполне естественным, что ребёнок начинает своё становление, впитывая из окружающей среды и завершает своё развитие с помощью труда, практического опыта со своим окружением. Он питает и развивает свои человеческие качества сначала своим неосознанным поглощением, а затем своей деятельностью, направленной на предметы внешнего мира. Питая свой дух, он конструирует себя, формирует черты своего характера». [3, стp. 81].
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО ЭТО ЗНАТЬ?
- Осознав величие и уникальность работы ребёнка по сотворению себя, мы можем изменить наше отношение к ребёнку и научиться видеть в нём не слабое и немощное существо, а сокровище, которое готовится открыть себя.
Мария Монтессори в одной из своих лекций говорила:«Ребёнок — не слабое и немощное существо. Ребёнок — это отец человечества и цивилизации; он — наш учитель, даже в отношении своего воспитания. И это не вычурный восторг младенчеством, а великая правда» [5, стp.21].
- Знания о природе и особенности детского ума позволяют нам осознать процесс его развития и скрытые силы, что руководят развитием ребёнка. Природа одарила ребёнка уникальной силой и способностями для того, чтобы он смог сотворить себя и стать человеком своего времени и места.
- Понимание природы детского ума даёт нам осознание, что наша задача не учить ребёнка, а сотрудничать с природой и обеспечить ребёнка условиями, которые позволят ему проявить и развить то, с чем он пришёл в этот мир.
«Первое, что необходимо в воспитании ребёнка — это предоставить среду, в которой он сможет развить способности, данные ему природой…. мы должны настроиться на сотрудничество с природой….. развитие происходит во взаимодействии с окружающим миром» [1, стp. 81].
- Осознание уникальной способности детского ума впитывать в себя всё, что его окружает и принимать это с любовью, мотивирует нас осознанно подходить к тому, чем и кем мы окружаем своего ребёнка.В наших силах создать, скорректировать, изменить то, что окружает ребёнка и дать ему всё необходимое для его творения и развития.
- Осознание временности этой уникальной характеристики детского ума позволяет нам максимально воспользоваться этим периодом и позволить ребёнку без усилий и усталости овладеть тем, к чему его тянут внутренние потребности и энергии.Никогда больше не будет у человека этой уникальной способности обучаться в процессе радостного проживания каждого момента жизни без сознательных стараний, без усилий воли и без усталости.
В каждом ребёнке Монтессори видела огромную силу свободного от предрассудков впитывающего ума, способную создать прекрасный, спокойный мир, сплочённый любовью и пониманием. Наша задача — направлять и поддерживать то, что создала природа, осознать «великую истину», что ребёнок — «луч света, имеющий грандиозное значение для всего человечества» [5, стp.21].
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Montessori, Maria (1949). The Absorbent Mind. Claude A. Claremont trans. Oxford, London: Clio Press, 2002.
- Montessori, Maria (1946). Education for a New World. Oxford, England. Clio Press, 2002.
- Montessori, Maria (1955). The Formation of Man. A.M.Joosten trans. Amsterdam, The Netherlands: Montessori-Pierson Publishing Company, 2009.
- Montessori, Maria (1946). The 1946 London Lectures. Edited by Dr. Annette Haines. Amsterdam, The Netherlands: Montessori-Pierson Publishing Company, 2012.
- Montessori, Maria (1949). Lecture III. The San Remo Lectures, 1949. San Remo, Italy. AMI, 2003/2004.
- Werner Andrews, Sarah (2013). The Absorbent Mind. Unpublished lecture, Montessori Northwest, Portland, Oregon.