Эту статью я написала сразу после окончания моего обучения на получение диплома Монтессори-педагога для уровня 3-6 лет летом 2014 года, чтобы по свежим следам запечатлеть мой опыт и мои впечатления. И вот теперь, спустя почти 2 года, я достаю эту статью из моих закромов и размещаю на этом сайте, чтобы те, кто пока раздумывает о возможности пройти Монтессори-тренинг, возможно, почерпнули крупинку вдохновения и имели возможность сложить картину того, что их ждёт на этом пути.
В своё время, когда я пыталась разобраться в тонкостях подготовки Монтессори-учителей в США, я столкнулась с огромным вакуумом в плане информации, и чтобы понять, с какой организацией мне следует пойти (AMI — Association Montessori Internationale или AMS (American Montessori Society), а потом и какой именно тренинг-центр мне выбрать, мне пришлось серьёзно потрудится, попробовать разные пути, проехаться из одного штата в другой, лично посетить несколько тренинг-центров, чтобы в конце концов сердцем выбрать свой дальнейший путь. Но даже тогда, когда я сделала свой выбор и когда я переезжала в Портланд перед началом АМИ-курса в Montessori Northwest, я не имела никакого представления о том, что меня ожидает. Поэтому, надеюсь, что эта статья прольёт немного света на путь обучения на Монтессори-педагога на курсах АМИ.
Я переполнена благодарностью за то, что моё сердце привело меня именно к АМИ курсам и именно в Montessori Northwest в Портланде и именно на программу академического года. Да, это было большое решение, повлекшее за собой массу перемен: переезд в другой штат, уход с работы, громадных перестановок в финансовых делах. Но когда, начав курс в сентябре, встречаешься с такими же людьми, которые полностью перекроили свою жизнь, чтобы привнести в свою жизнь возможность обучиться на АМИ курсах подготовки педагогов, твоё сердце ещё больше переполняется восхищением самоотдачей и пылом, который привел этих 40 человек с разных уголков страны и даже с других континентов в это место, с которого начинается новый этап на пути служения ребёнку.
АМИ курсы по подготовке Монтессори-педагогов называются тренингом, и это не случайно. Тренинг подразумевает активное обучение, направленное на развитие навыков и умений. В рамках тренинга от тренера передаются не только знания, но и в активной практической работе развиваются навыки и умения, необходимые в профессии. Сейчас, по окончании 9-месячного тренинга, я точно понимаю, что это слово как нельзя лучше подходит к описанию этой профессиональной подготовки учителей. Ни какое количество прослушанных лекций и прочитанных книг не смогло бы дать то, что требуется для настоящей качественной подготовки Монтессори-педагога (лекции и чтение книг — неотъемлемая часть этого, но сама по себе недостаточная).
Итак, поведаю о том, что из себя представляет тренинг Монтессори АМИ для уровня 3 — 6 лет через призму моего восприятия.
Сразу оговорюсь, что я не могу быть стопроцентно уверенной, что построение курса и его организация идентична во всех АМИ центрах. Несмотря на то, что Международная Монтессори Ассоциация регулирует и следит за контролем качества и аутентичностью центров по подготовке учителей Монтессори, всё же существует человеческий фактор: кто является тренером, какой у него опыт, его понимание философии Монтессори, взгляды на жизнь и многое другое, что может привнести свою изюминку в его работу. Поэтому, всё что я расскажу — это мой опыт, полученный в Montessori Northwest и пережитый лично мною и, естественно, пропущенный через свою призму восприятия.
Одной из отличительных особенностей тренинга в Montessori Northwest было то, что вместо традиционного для большинства АМИ-курсов одного тренера, у нас их была два. Каждый со своим богатым опытом, со своей историей, своей неповторимой личностью, они так прекрасно дополняли и обогащали друг друга. Джинни Саккет (Ginni Sacket) и Сара Варнер Эндрюз (Sarah Warner Andrews) погружали нас в основы теории и практики Монтессори и с первого дня вдохновляли нас ещё больше на выбранный нами путь.
Montessori Northwest работает с 1979 года и предлагает прекрасно разработанную и функционирующую программу подготовки Монтессори-педагогов. Я, весьма требовательная к качеству образования, с восхищением наблюдала за тем, как работает центр, как тщательно и всесторонне продумана программа и какие прекрасные, посвятившие себя служению детям, люди, собрались там.
Сам курс включал в себя теоретическую часть (изучение философии Монтессори и особенностей развития ребёнка возраста 3 — 6 лет), изучение Мочнтессори-Материалов и практика презентаций, наблюдение в Монтессори-среде, педагогическую практику в Монтессори-саду и экзамены.
Теоретическая часть
Теоретическая часть курса включает в себя изучение развития ребёнка и философских основ Монтессори-системы. Традиционно в курсах подготовки Монтессори-педагогов по АМИ-стандарту эти знания передавались устно от Монтессори-тренеров студентам, и поэтому никаких учебников по методике Монтессори в линии преемственности АМИ нет. Другими словами, вы не можете купить учебник с организованной по темам информацией и изучить всё самостоятельно. Вы, конечно, можете изучить литературу, собранную на основе лекций самой Марии Монтессори или литературу, написанную её сыном, Марио Монтессори, но будете вынуждены по крупицам собирать разбросанные фрагменты, чтобы сложить может быть 30-50% того, что дают в своих лекциях сертифицированные АМИ тренеры.
В рамках АМИ Монтессори-тренинга студенты создают свои собственные учебные пособия — так называемые «альбомы», которые в дальнейшем составляют справочный материал на их профессиональном пути после окончания тренинга.
Ещё несколько лет назад, а на некоторых курсах и по сей день, все лекции тренера записываются студентами вручную и составляют базу для теоретического альбома. Сейчас, по крайней мере в Montessori Northwest, нам предоставляли напечатанные теоретические лекции наших тренеров. То есть нам не приходилось судорожно записывать то, что они рассказывали по теории Монтессори, а мы имели удовольствие и в принципе должны были прочитать лекцию заранее и прийти на лекцию и обсуждение уже подготовленными.
Для того, чтобы обеспечить качество проработки материала, для каждой лекции мы должны были составлять конспект и писать собственные размышления по теме (по сути мини-сочинение). Все лекции вместе с конспектами и размышлениями на тему после проверки шли в наш личный теоретический альбом, который с течением времени серьёзно увеличивался в размере.
Помимо лекций, изучение Монтессори-философии проходило через чтение печатных изданий, собранных на основе лекций самой Марии Монтессори. Раз в две недели организовывались семинары по обсуждению прочитанного, где в большинстве своём мы работали в группах и потом представляли наработки и переосмысления темы в виде плаката или обобщения перед всей группой студентов.
Таким образом, нас готовили не только работать в коллективе и обсуждать идеи, но и публично представлять наши размышления и выводы. Часто наше задание состояло в том, чтобы рассказать всё так, словно перед нами находились люди, не знающие ничего о Монтессори. Кстати говоря, это весьма сложное задание. Мы все не раз отмечали, как сложно нам, изучая теорию Монтессори и впитывая своеобразный профессиональный жаргон, выразить эти идеи общепринятыми словами! А ведь это так важно: ведь нам предстоит иметь дело с родителями, да и вообще с людьми, интересующимися, чем это мы занимаемся или интересующимися вопросами воспитания и образования ребёнка.
Огромным достоянием теоретической части курса было объединение Монтессори- философии и её открытий о развитии ребёнка с современными исследованиями в области мозга и языка. Именно здесь я впервые узнала о том, что современные учёные приходят к тому же, что Мария Монтессори говорила о детях более сотни лет назад. Также стало очевидным стремление Монтессори-движения объединиться с передовыми умами современной нейропсихологии, детской психологии, логопедии, лингвистики, что успешно осуществляется в последние годы. Мне ещё предстоит поглубже ознакомиться с работами всех этих людей, имена которых я занесла в свой список книг для прочтения.
Ещё одним аспектом изучения теории Монтессори был индивидуальный теоретический проект, для которого мы сами выбирали интересующую нас тему из теории, занимались глубоким изучением её в первоисточниках Марии Монтессори и её последователей, а также в статьях признанных Монтессори-журналов. Этот проект должен был быть закончен к весне и представлен либо в виде письменной работы (что-то вроде курсовой работы) либо в виде устной презентации.
Изучение Монтессори-материалов
Изучение материалов происходило по зонам подготовленной Монтессори-среды: мы начали с устного языка из зоны языка, затем перешли к практической жизни, далее к зоне сенсорного развития, вернулись к языку (письму и чтению) и напоследок к математике.
Сначала мы наблюдали за презентацией отдельного материала с участием “ребёнка” в лице одного из нас, затем обсуждали презентацию, уточняли детали, обговаривали цели, возраст и критерии готовности ребёнка к этому материалу. Затем переходили к следующей презентации перед тем, как начинать практиковаться самим. Проходило это довольно интенсивно и требовало от нас стопроцентного внимания. Нужно было уловить каждую деталь: как располагается материал на столе, какие движения используются, последовательность работы.
В презентациях Монтессори нет ничего лишнего, каждое движение и слово продумано и отработано: движения плавные и грациозные, слова минимальны и не накладываются на движения, а говорятся во время пауз. Как завороженные мы смотрели на каждое отточенное изящное движение наших тренеров, ведь именно так: грациозно, со спокойным энтузиазмом и любовью к тому, что делаешь, продуманно и мягко нам предстояло научиться работать с каждым материалом.
После презентации нескольких материалов нам давалось время на то, чтобы сделать конспект и затем практиковаться в работе с материалом и делать презентации. Тут мы разбивались на пары и тренировались с каждым материалом, меняя роли с учителя на ребёнка. Тренеры в это время были поблизости, наблюдая, корректируя, оказывая помощь, когда нужно.
Мы сами вели учёт своей практики и должны были самостоятельно следить за своим прогрессом. Это очень созвучно философии Монтессори, где каждый ответственен за свой процесс обучения. У нас у каждого был собственный дневник, куда нам предлагалось записывать свои размышления, проводить рефлексию в любое время, когда захочется, но желательно в конце каждого дня.
Иногда такой процесс был организован, когда тренер просил нас всех взять свой дневник и в течение определённого времени поразмышлять на конкретные темы, например, «Какие трудности я испытываю на данном этапе курса», «Что значимого для себя вы приобрели на этой неделе», »Что я делаю, чтобы моё обучение шло успешно и над чем мне ещё надо поработать». Иногда поразмышлять предлагалось о просмотренном видео, о прочитанной статье. Пару раз за курс нам предлагали сделать таблицу и перечислить в одной колонке все презентации, которыми по нашим ощущениям, мы более или менее овладели (то есть можем представить с ходу, без записей и консультаций напарника), и в другой колонке перечислить все те презентации, над которыми ещё надо работать.
Кроме организованного времени на практику с присутствием тренеров во время учебных часов, нам давалась возможность оставаться после занятий, а также во время обеда и практиковаться столько, сколько каждый считал нужным и возможным для себя. В это время мы должны были фотографировать материал, его расположение на столе в процессе презентации для наших альбомов.
Дома нам предстояло подробно описывать каждую презентацию, вставлять фотографии в описание. Работы было много, и каждый из нас учился быть сверх-организованным, если этого качества не было раньше. Ведь не сделав работу один-два дня, накапливался такой объём, что разгрести трудно даже за весь выходной. Я испытала это на себе однажды в самом начале курса, и решила, что такой способ меня не устраивает, и впредь делала всё сразу же, без скоплений, для чего часто оставалась после занятий практиковаться, чтобы дома уже могла в тот же день или в ближайший день описать презентацию для альбома. При моём уровне организованности и ответственности это было для меня естественно и помогло мне пройти курс с минимумом стресса.
Раз в неделю описанные и распечатанные презентации проверялись и в случае соответствия всем требованиям, благополучно отправлялись в наши альбомы. Таким образом, к концу курса у нас помимо теоретического альбома было еще четыре альбома: по одному для каждой зоны. Кто-то из студентов подсчитал количество презентаций за весь период и насчитал около 240. Я лично не считала, не могу подтвердить, но то, что их очень много — это точно.
Ещё одним аспектом изучения материалов было изготовление собственных. Это было одним из самых увлекательных заданий, так как нам предстояло не только проявить знание принципов и характеристик материалов, но и проявить свои творческие способности и помастерить. Материалы изготавливались отдельно для зоны практической жизни, зоны сенсорного развития и зоны языка.
Сколько же эмоций переживали мы в те ранние утренние часы, когда у нас организовывался показ наших материалов (таких события за весь курс было три). Каждый выставлял свой материал, а потом у нас было время пройтись и полюбоваться трудами других.
Затем наступало время для тренеров проверить каждый материал на соответствие требованиям и сделать соответствующие учётные записи в наших личных делах. Мы тем временем были предоставлены себе, вернее многочисленным материалам, с которыми мы продолжали практиковаться. Джинни не уставала повторять, что практики не бывает много, и что мы должны пользоваться этим уникальным временем, когда нам даётся такая возможность. Ведь у нас была задача: отработать презентации до автоматизма, чтобы когда мы пойдём в реальную жизнь, к детям, нам уже не приходилось задумываться о том, как и что показывать, а мы могли сосредоточиться на ребёнке и адаптироваться к каждой конкретной личности перед нами. А для этого нужно чтобы мозг и внимание были освобождены от необходимости думать над каждым движением и шагом.
Наблюдения в Монтессори-саду:
Если вы уже знакомы с Монтессори-образованием, то наверняка знаете об одной из важнейших ролей и задач учителя — наблюдении. Без активного и регулярного наблюдения, Монтессори-педагог превращается в традиционного учителя. Ведь как мы можем следовать за каждым ребёнком, если мы не знаем, что ему нужно в данный момент. Как и в традиционной школе, в таком случае учитель начинает выдавать материал всем одинаково, вне зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей, настроения и желаний. Поэтому наблюдение — наиважнейшая работа учителя в Монтессори-среде.
В тренинге АМИ наблюдению отводится серьёзная роль. Каждого студента определяют в Монтессори-группу с опытным педагогом с дипломом АМИ. В идеале студент закреплён за той же группой на весь курс обучения, что включает два периода наблюдений (октябрь и в февраль), и период практики. Портланд — это настоящий рай для Монтессори-практикантов, поскольку хороших школ АМИ здесь предостаточно, и у каждого из нас была возможность сначала увидеть, а затем и в действии познать атмосферу аутентичной Монтессори-среды.
Наблюдения длятся по 2 недели каждое, и студенты должны получить минимум 90 часов наблюдений за весь период. На весь период наблюдений нам выдавались ежедневные задания, которые направляли нас, организовывали целенаправленный и осмысленный процесс.
В естественный условиях учитель не сидит и не наблюдает за детьми беспрерывно весь учебный день. В условиях тренинга это делается в целях обучения и развития навыков наблюдения, и, как не уставала повторять Джинни Саккет, такая возможность должна восприниматься как дар. Ведь никогда больше на пути Монтессори-педагога у нас не будет такой возможности: просто наблюдать, без отвлечения на детей, без ответственности за весь класс, полного посвящения себя только одной из обязанностей учителя.
Следует отметить, что дело это совсем не из лёгких — сидеть и активно(!) наблюдать и записывать в течении 6-8 часов подряд. Не вмешиваться, не подавать знаков внимания, а просто быть невидимой, но наблюдательной мухой на стене. Мы все потом отмечали как это утомительно и физически и ментально, и как мы приходили домой выбитыми из сил.
Наблюдения организованы так, что мы имели возможность увидеть группу детей в начале её становления — середина октября, когда дети ещё в большинстве случаев не нормализованы, и затем в середине учебного года — в феврале. Переоценить такую возможность просто невозможно! Я своими глазами видела перевоплощение отдельных детей из бегающих по кругу, шаловливых, не знающих, где найти себя и чем заняться в начале года в умиротворённых, постоянно занимающимся каким-либо делом и периодически просящих учителя о новом уроке/презентации спустя несколько месяцев.
Как согревалось моё сердце, а иногда и подступали слёзы при виде ребёнка, которого в обычной школе заклеймили бы шалуном, неспособным сидеть на месте ни секунды, во время второго наблюдения (в феврале) заходящего утром в комнату, прямиком идущего к полке, берущего материал, сосредоточенно работающего, убирающего его на место и берущего следующий, и так всё утро. Как однажды я увидела его у стула учителя, радостно сообщающего ей, что он любит школу и что там так много всего, что он любит делать. В такие моменты ты на практике видишь преобразующую силу правильно выстроенной подготовленной Монтессори-среды. И это даёт столько вдохновения! Как ценно было видеть на практике то, что мы изучали в теории!
Педагогическая практика
Этого момента мы все ждали с трепетом в сердце. Вся теория в рамках курса уже изучена, все материалы всех зон представлены и хоть как-то отработаны, твоя душа уже рвётся к настоящим детям, а не твоим соратникам по курсу, притворяющимся детьми. И вот этот момент приходит. Активная педагогическая практика в течении месяца в том же самом классе, где мы проходили практику наблюдения. Вот оно то время, когда мы имели возможность уже в реальной жизни, с реальным ребёнком практиковать наши презентации, устанавливать с ним связь, наблюдать, находить правильный момент, когда ему предложить новый урок, грациозно принимать его отказ, в случае если такое случается (да, у детей есть свобода и они имеют право сказать нет, если в данный момент им не хочется нового урока).
Педагогическая практика в курсе АМИ специфична по сравнению с традиционной педагогической практикой, в том смысле, что мы не несём ответственность за всю группу детей на период практики, а получаем только несколько детей в своё руководство, с кем мы уже непосредственно работаем. Это позволяет максимально сосредотачиваться на конкретном ребёнке и на конкретной презентации, без необходимости следить за всеми детьми и быть ответственными за всех. Учитель и ассистент всегда присутствуют и выполняют свои привычные роли, и по протоколу не имеют права оставлять студента одного с детьми.
Наблюдение, однако, как часть педагогической практики, конечно же осуществляется со всей группой детей. Кроме того, мы должны были проводить и групповые занятия с группой из 3 — 8 человек, в которую могли входить любые дети, не обязательно предписанные нам для индивидуальных уроков. Групповые занятия планировались и организовывались, исходя из потребностей отдельных детей и группы в целом в конкретный момент. Это могли быть и упражнения в ходьбе на линии, и практика устной речи (рассказ стихотворения, пение песенки, чтение книги, речевые игры), и групповые игры на математические операции, и игры на память из сенсорной зоны.
В промежутках между индивидуальными презентациями и групповыми занятиями, нам предстояло наблюдать, делать записи наблюдений, делать учётные записи индивидуальных уроков и групповых занятий. Всё это дома вносилось в компьютер и, наряду с планированием, составляло документацию по практике, которую мы потом сдавали на проверку.
Дважды за период практики нас посещали тренеры, наблюдали за нашим индивидуальным уроком и групповым занятием и писали отчёты. Их присутствие было одновременно и волнительным и согревающим. После наблюдений они беседовали с нами, чтобы удостовериться, что всё идёт успешно и мы чувствуем себя комфортно в новой роли.
Период практики — был поистине неописуемый опыт, он настолько заряжал энергией и вдохновением, что заканчивать было тяжело эмоционально. Столько прекрасных моментов, столько согревающих душу наблюдений, столько любви в сердце: хотелось летать, петь, просыпаться вновь утром и бежать в школу к детям, чтобы вновь и вновь видеть их трепетное ожидание новой презентации, наблюдать полную вовлеченность в работу и радость после работы с материалом, быть свидетелем проявления их прекрасных душевных порывов, их, порою трогающей до глубину сердца, мудрости.
Но время неумолимо и после педагогической практики нам предстояло вернуться в тренинг-центр, где нас ожидала активная подготовка к экзаменам. Нам предстояло освежить в памяти теоретические основы, заложенные в течение учебного года, а также продолжать отрабатывать презентации и довести их до нового уровня: не только уметь демонстрировать работу с материалом, но и уметь вести беседу о каждом материале, демонстрировать понимание и знание теоретических основ, обоснований, целей и места материала в связи с другими материалами в данной зоне и другими зонами.
Экзамены
Экзамены строго регулируются самой Международной Монтессори Ассоциацией и имеют очень чётко прописанную структуру. Экзамены состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть экзамена проводится в письменном виде на протяжении двух дней, по 3 часа каждый экзамен. Первая часть посвящена Монтессори-философии и теоретическим основам развития ребёнка в преломлении к Монтессори-философии. Нам предлагалось семь теоретических вопросов, из которых мы выбирали четыре и в письменном виде отвечали на них.
Вторая часть имеет больше методическую направленность, и касается каждой из зон подготовленной среды в связи с теорией Монтессори. Тут также предлагалось выбрать из семи вопросов четыре и отвечать на них в течении 3 часов.
После письменного экзамена у нас было ещё около двух недель времени на подготовку к практической части экзаменов. На практическом экзамене нам предстояло продемонстрировать по одной презентации из каждой зоны (какую именно определялось вытягиванием карточки с названием из мешочка непосредственно перед экзаменом), а затем беседовать с экзаменатором о материале и о всей зоне в целом.
Кроме того, экзаменаторы должны были проверить наши альбомы и изготовленные материалы на соответствие требованиям АМИ стандартам, поэтому ко дню экзамена мы приносили все свои альбомы и материалы.
Экзаменаторы назначаются (или одобряются с подачи тренинг-центра, я не уверена) самой организацией АМИ и приезжают из разных уголков страны. Все официальные экзаменаторы являются тренерами АМИ, но не все тренеры являются официальными АМИ экзаменаторами, статус экзаменатора получает тренер с одобрения АМИ. Стоит также упомянуть, что по протоколу АМИ тренеры, обучающие группу, не имеют право принимать у них экзамены, поэтому АМИ и назначает кто именно будет принимать экзамены в каждом тренинг-центре.
Кроме экзаменаторов на экзамен приглашаются так называемые «дети». «Дети» эти не настоящие дети, а выполняющие роль детей дипломированные учителя, выпускники АМИ центра. Они играют роль детей во время презентаций, а во время беседы присутствуют и молчаливо слушают. За это (процесс длится с 7:40 до почти 17:00) они получают сертификат повышения профессионального уровня (professional development certificate), а также возможность освежить свои знания благодаря присутствию во время беседы экзаменатора и будущего педагога. Я лично участвовала в роли ребёнка на экзамене у летнего курса после того, как я сама получила диплом АМИ и пережила опыт экзаменов в двух ролях – в роли экзаменуемого и в роли ребёнка и слушателя.
Я лично была в восторге от такой организации экзамена, так как я почувствовала, как добросовестно и ответственно организация АМИ относится к подготовке будущих учителей. Экзамены настолько всеохватывающие и требующие качественной работы в течении всего курса (а не как в традиционных университетах, где, во многих случаях, ты мог не заниматься полноценно в течении семестра, а потом за 3 дня выучить билеты и получить 5, успешно забыв всё выученное в течении ближайшей недели)! Невозможно всем объёмом теоретического материала и палитрой практических умений овладеть за неделю — две до экзамена. И даже за месяц. Это результат огромной серьёзной работы на протяжении всех 9 месяцев.
Сара и Джинни неустанно повторяли нам, что экзамены это празднование того, что мы знаем. Это не должно быть стараниями запихнуть в голову как можно больше в ночь перед экзаменом. Подготовка к ним должна идти на протяжении всего года! Впервые в своей жизни я именно так и прочувствовала экзамены. И как же сильно этот подход отличается от традиционного, где экзамен — это попытка всеми способами скрыть, что мы не знаем, но при этом получить нужную нам оценку. За всю историю своей учебной жизни (а это далеко не один год и огромное количество экзаменов) я не воспринимала экзамены как празднование того, что я знаю. Очередной жизненный урок от наших мудрых тренеров. Именно так я и воспринимала мои экзамены в этот раз, и прочувствовала разницу! Было жаль, когда экзаменатору приходилось останавливать беседу из-за ограничений во времени! Ведь этот праздник хотелось продлить подольше! Именно в день после экзамена, моё вдохновение, мой поток привели меня к идеи этого сайта. Мне так хотелось сохранить всё то, что я приобрела, и принести это людям, что я на следующий же день села писать первую статью.
И как рождённый после 9 месяцев внутриутробного развития ребёнок при выходе из утробы только начинает свой жизненный путь, так и мы, после 9 месяцев интенсивной работы, развития и совершенствования, выходим, чтобы начать свою педагогическую жизнь, полную открытий, новых реализаций, совершенствований себя и служения детям.
Ведь тренинг — это всего лишь подготовленная почва, а что мы на ней взрастим, уже в наших руках. Будет ли каждый из нас совершенствоваться на личностном и духовном плане, взращивать в себе скромность и трепет перед силой природы, беспрекословную веру в ребёнка и развивать в себе осознанность и безоценочное восприятие? Теперь, после окончание курса, мы все пойдём своим путём и каждый из нас в этом пути будет становится тем Монтессори-педагогом, которым ему предстоит стать.
И напоследок, коротенькое видео, снятое о Монтессори-тренинге в Montessori Northwest, как раз в тот период, когда я там обучалась.
Для тех, кто понимает английский, могут ознакомиться и с другими видео о АМИ-тренинге, ссылки на которые я представляю ниже.
- Тренинг в Montessori Northwest http://ami-global.org/montessori/videos/ami-teacher-training
- AMI Montessori teacher training in the United States: https://www.youtube.com/watch?v=eYYiuP3Yy_o
Благодарю Вас за бесценную информацию😍
Благодарю! Рада, что информация оказалась для Вас ценной.
Юлия, спасибо вам огромное! Сейчас 2019 год, как ваши дела, вы работаете монтессори педагогом? Я мечтаю об ами образовании, хочу открыть сад и школу и конечно же на базе ами, но к сожалению это пока не достижимо, поэтому по крупицам собираю информацию об ами-образовании, общаюсь с коллегами и благодарю за статью, она добавила вдохновения и усилила стремление к этой цели…)))
Здравствуйте, Татьяна.
Благодарю за Вашу благодарность. Рада, что статья сослужила свою службу.Сайт я этот, к сожалению, давно забросила, не успев довести его до того содержания, как я его себе представляла. Жизнь закрутила и приоритеты поменялись. В настоящее время я работаю в среде 3-6.
Пусть Ваш Монтессори путь обязательно сложится, если тому быть. Я когда-то тоже начинала с мечты и намерения, задолго до того, как у меня появилась возможность реализовать это в реальность. Всего доброго!