Посетители хорошо функционирующей Монтессори-группы нередко изумляются доброжелательной и гармоничной атмосфере в группе детей. Дети передвигаются по комнате спокойно, аккуратно берут материал с полки и, с доступной для них грацией, несут его к своему рабочему месту. Они обходят рабочее место другого ребёнка, будь то стол со стулом или коврик на полу, вежливо спрашивают другого ребёнка, можно ли понаблюдать за его работой, и, в случае согласия, тихонько стоят рядом, держа свои ручки за спиной. Когда им нужна помощь взрослого, они подходят к учителю и терпеливо ожидают его внимания. Они вежливо здороваются друг с другом и посетителями и, если это принято в их школьной культуре, могут предложить чашечку чая и поухаживать за гостями.
И всё это могут дети 3-6 лет? — спросите вы. Трудно поверить на слово, но те, кому довелось побывать в хорошо функционирующей Монтессори-среде (именно в хорошо функционирующей!), видели это своими глазами, и наверняка, не остались равнодушными к такой атмосфере.
Как же такое возможно?
Естественно, такая атмосфера не будет царить в группе в первый день, и даже скорее всего в первый месяц. Она является результатом целенаправленной и последовательной работы педагогов и детей и особой организации среды в саду для детей от 3 до 6 лет. Об одном из направлений такой работы – уроках вежливости и грации и пойдёт речь в этой статье.
Мария Монтессори была глубоко убеждена, что дети по своей природе благожелательны и стремятся к позитивному взаимодействию с окружающими их людьми и средой. Причина, по которой мы не всегда это наблюдаем в детях состоит в том, что дети просто не знают, как это делать. Ребёнок, прожившей на Земле 3-4 года ещё не знает, что делать, когда кто-то нечаянно толкает его, когда он хочет взять что-то, когда кто-то пытается выхватить у него игрушку и прочее. Он только осваивает этот мир и свою культуру, и нуждается в помощи взрослого.
Поэтому в системе Монтессори есть так называемые уроки вежливости и грации, призванные показать ребёнку, как он может вести себя в той или иной ситуации.
Что такое уроки вежливости и грации
Несмотря на своё название, уроки вежливости и грации не имеют ничего общего с нравоучительными нотациями о том, как не нужно и как нужно себя вести, свойственными традиционным методам воспитания. Уроки вежливости и грации представляют собой мини-сценки, в которых педагог моделирует телодвижения и речевые приёмы оптимальные и принятые в культуре в определенных ситуациях. При этом, в культуре не только в широком смысле слова, но и в культуре группы, которую посещает ребёнок. Приведу несколько примеров таких уроков:
- как обходить коврик, на котором работает другой ребёнок;
- как грациозно садиться на стул и вставать с него;
- как подать что-то другу;
- как бесшумно открывать и закрывать дверь;
- как ожидать внимания учителя;
- как просить о помощи и как предлагать помощь;
- как выражать несогласие;
- как благодарить;
- как реагировать, когда тебе сказали что-то неприятное;
- что делать, когда нужно сказать что-то другу в другом конце комнаты;
- как попросить присоединиться к игре;
- что говорить, когда ты нечаянно столкнулся с кем-то и прочее.
Уроки вежливости и грации можно разделить на две группы :
- уроки, целью которых является ориентирование ребёнка в новой среде и принятом в ней поведении.
Такими уроками насыщены первые дни и недели пребывания в группе, когда мы усердно моделируем как передвигаться по комнате, как здороваться, как тихо двигать стульчик, как ожидать внимания, как просить о помощи.
- уроки, вытекающие из наблюдаемых нужд коллектива.
Такие уроки даются по мере необходимости и исходят из наблюдений педагога. Например, в ходе наблюдений учитель замечает какие-то конфликтные ситуации, нежелательные модели поведения, и продумывает, что было бы оптимальным и принятым в культуре поведением в данной ситуации. Например, как бы мы хотели, чтобы ребёнок реагировал на то, что кто-то вмешивается в его индивидуальную работу? Мы знаем, что крик, слёзы и тем более применение физической силы не приемлемы. И наша задача продумать, как именно мы хотим, чтобы ребёнок повёл себя в такой ситуации и дать детям модель поведения в подобной ситуации.
Уроки вежливости и грации не носят нравоучительный характер и не преподносятся в тот самый горячий момент, а даются несколько позже, очень нейтрально и непринуждённо и обязательно разным группам детей, ни в коем случае не выделяя того ребёнка, которому этот урок особенно необходим.
Как организуются уроки вежливости и грации
Уроки вежливости и грации обычно проводятся в маленьких группах, от 4 человек и больше, но иногда могут проводится и для всей группы детей. Приведу пример такого мини-урока:
Педагог собирает небольшую группу детей и говорит им: «Я хочу показать вам, как поступить, если вы хотите помочь кому-то». Далее педагог приглашает одного ребёнка играть роль друга, который затрудняется, например, завязать на себе фартук. Сам педагог при этом играет роль ребёнка, желающего помочь.
Педагог подходит к «своему другу» и говорит: «Тебе помочь?»
На этом сценка заканчивается.
Далее педагог предлагает детям в группе попрактиковаться. Он по очереди предлагает каждому ребёнку побыть в роли друга, предлагающего помощь. И дети разыгрывают ситуацию, используя слова, продемонстрированные педагогом.
Вот так легко и просто! Далее детей отпускают по своим делам.
Такие мини-уроки занимают буквально несколько минут, но при последовательной работе оказываются очень эффективными для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Зачем нужны уроки вежливости и грации
Эти уроки исходят из глубокого уважения к ребёнку и его нуждам. Ведь в большинстве своём, дети просто не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Откуда 3-летнему ребёнку знать что ответить, если его обозвали, если никто никогда ему этого не продемонстрировал?
Уроки вежливости и грации предоставляют ребёнку инструменты:
- для ориентирования в новом для него окружении (как передвигаться по классу, как наблюдать за чьей-либо работой, как ожидать пока кто-то закончит работу с материалом, и т.п.);
- для позитивного взаимодействия с другими людьми (как извиняться, как просить о помощи, как реагировать на нежелаемые действия другого человека, и т.п.).
Обеспечив ребёнка приёмами позитивного уважительного взаимодействия с людьми и окружающей средой, мы не только удовлетворяем его естественную потребность в положительном социальном поведении, но и даём ему возможность почувствовать себя достойным членом своего окружения.
С помощью уроков вежливости и грации, ребёнок учится поддерживать гармоничную и благоприятную атмосферу, мирно разрешать возникающие конфликтные ситуации, и получает навыки просоциального поведения.
Уроки вежливости и грации позволяют создать атмосферу, в которой дети становятся ответственными за своё общение и независимыми от взрослого в своих ежедневных взаимодействиях друг с другом и окружающим пространством. Представьте, что вместо того, чтобы каждый раз бежать к маме или педагогу за помощью в разрешении ситуации с другим ребёнком, ребёнок это делает сам. Потому что он знает как. Потому что он чувствует себя уверенным. Потому что он знает, что он достоин уважительного обращения и что другие дети этого достойны, и он оснащён приёмами, позволяющими такое обращение осуществлять.
Пример из жизни моей знакомой Монтессори-педагога и мамы близнецов Макензи и Брук (3.5 года), наблюдающей следующую ситуацию дома:
Ты бяка.
Меня зовут Брук. Ты можешь называть меня Брук.
Если ты будешь продолжать обзываться, то я уйду.
Не уходи, поиграй со мной.
Тогда не обзывайся! Если ты будешь хорошо обращаться со мной, то я буду с тобой играть. Если нет, то я уйду.
Уроки вежливости и грации являются основой построения мирного взаимодействия. Детский коллектив — это уменьшенная модель большого мира, в который они вскоре выйдут. Дети, практикующие такое взаимодействие с раннего возраста, принесут его и в свою взрослую жизнь. Дети, которые знают, что это возможно и знают как решать конфликты с помощью слов, вряд ли согласятся на другие способы решения конфликтов в своей жизни.
В чем секрет эффективности уроков вежливости и грации?
Секрет их эффективности кроется в учёте особенностей и удовлетворении возрастных потребностей ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет:
- впитывающий ум ребёнка вбирает в себя целостный образ действия, без разбора и какой-либо оценки. Ребёнок видит, как грациозно шагать по комнате, не задевая мебель — запечатлевает этот образ. Он не рассуждает, почему так надо, не сопротивляется, он просто берёт образ во всей его целостности и воплощает его в себе;
- стремление ребёнка быть похожим на окружающих его людей. Ребёнок до 6 лет безусловно любит и воплощает в себе всё, что видит вокруг себя: будет-ли это грубость и раздражение, или вежливость и спокойствие (о впитывающем уме можно почитать здесь);
- математическое мышление, присущее человеку от рождения, позволяет ребёнку наблюдать окружающий мир и находить в нём закономерности, шаблоны поведения в тех или иных ситуациях;
- стремление ребёнка к функциональной независимости (способности самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности в ежедневной жизни). Уроки вежливости и грации предоставляют ребёнку возможность взять общение с другими людьми в свои руки и не нуждаться в помощи взрослого в простейших ежедневных ситуациях;
- уроки вежливости и грации взывают к внутреннему интересу ребёнка к социальному взаимодействию, его чувству собственного достоинства и стремлению к уважению;
- благодаря сензитивным периодам к развитию речи, порядку, движению, ребёнок в возрасте до 6 лет особо чувствителен к усвоению речевых моделей поведения и моделей движения. Поэтому усвоение таких моделей ребёнком происходит довольно легко и без особых усилий.
Важно помнить
Важно отметить, что такие уроки не будут эффективны, если мы будем ограничиваться только ими и не обеспечивать соответствующей атмосферы, где и сами взрослые ведут себя так, чему пытаются научить детей. Вряд ли нужно объяснять неэффективность попыток привить ребёнку что-то, чем мы сами не живём. Поэтому чрезвычайно важным в данном контексте является то, чтобы взрослые сами вели себя в соответствии с тем, что пытаются сформировать у детей. Мы сами каждый момент моделируем телодвижения, жесты, слова, реакции в ежедневных жизненных ситуациях.
Такие уроки вежливости и грации являются частью Монтессори-среды 3-6. В возрасте до 3 лет, а также после 6 лет, действуют иные законы развития, и методы работы с детьми не могут быть теми же, что и для возраста от 3 до 6 лет.
Применение для семьи:
Как часто мы слышим укоры и замечания в адрес детей: не хлопать дверью, не толкаться, не хватать без спроса, не чавкать, не прерывать разговор и множество других. А представьте, что вместо этих упреков и нотаций, мы даём детям возможность научиться, как можно вести себя в той или иной ситуации. Мы демонстрируем соответствующее движение, жест, фразу и даём возможность ребёнку попрактиковаться на месте. Когда подобная ситуация возникает в реальной жизни, ребёнок уже знает, как он может себя повести.
Естественно, он может забывать первое время, но с помощью наших нежных напоминаний («Помнишь что мы говорим, когда мы хотим прервать чей-то разговор?»), и благодаря тому, что вы сами это постоянно делаете, а ребёнок просто впитывает это из окружения, постепенно это умение перейдёт в навык, а потом и в привычку.
Юлия Боркто — montessori-way.ru
Источники:
Ginni Sackett. General Introduction to the Practical Life Area (2013). Unpublished lecture, Montessori Northwest, Portland, Oregon.