Развитие концентрации внимания в условиях Монтессори-сада

В успешно функционирующем Монтессори-саду незнакомого с методикой Монтессори посетителя всегда завораживает и удивляет картина небывалого и незнакомого им доселе явления –глубокой погружённости и сосредоточенности даже самых маленьких детей. Некоторые из них настолько сосредоточены на своей деятельности, что не замечают происходящего вокруг.

Ребёнок сосредоточенно работает с розовой башней

Малыш, о котором мы привыкли думать, как о неспособном удерживать своё внимание на чём-то больше, чем несколько секунд, вдруг сидит за столом или на коврике и раз за разом повторяет какое-то действие с материалом, и всей своей внешностью показывает, что что-то глубинное и важное происходит внутри него в этот момент.

Нет ни одного взрослого, у кого такая картина не вызывала бы восхищения. И, если вам посчастливилось оказаться в хорошо функционирующем Монтессори-саду или школе, то вы сами прочувствовали эту невероятную для обывателя картину. Если же такой возможности у вас не было, то предлагаю посмотреть короткое видео и окунуться в этот новый для многих из нас мир Монтессори-среды для детей от 3 до 6 лет.

Мария Монтессори считала концентрацию внимания фундаментальной основой развития ребёнка. В результате наблюдений она обнаружила, что концентрация внимания проявляется уже в младенчестве, и при благоприятных условиях окружающей среды развивается у ребёнка в его активном взаимодействии со средой.

«Он [ребёнок] должен обнаружить, как концентрироваться, а для этого ему нужны предметы, на которых он мог бы концентрироваться. Это свидетельствует о важности окружающей обстановки, так как никто из вне не может вызвать в нём концентрацию» [1, cтр. 202].

В системе Монтессори огромное внимание уделяется созданию подготовленной среды, которая, помимо всего другого, способствует развитию концентрации внимания у детей. В этой статье мы рассмотрим, что именно в Монтессори-среде позволяет создать эту благоприятную для концентрации внимания атмосферу.

  1. Пространство комнаты

Красота, простота и порядок

Подготовленная Монтессори-среда – это эстетически приятная атмосфера, где всё продумано до малейших деталей, где нет ничего лишнего, где всё имеет своё место и доступно ребёнку. Такая атмосфера расслабляет ребёнка, становится притягательной как для души так и для ума ребёнка.

willowchild.com
©willowchild.com

Продуманное использование пространства комнаты

Тщательно продуманное расположения полок с материалами и столов – всё, от мелкого до крупного способствует созданию атмосферы, в которой детям будет легче концентрироваться. Столы в саду намеренно сделаны так, чтобы за ними сидел один ребёнок (в начальной школе ситуация иная), столы расставлены по комнате, а не собраны все в одном месте, как это более привычно видеть нам в условиях традиционного сада.

При организации среды перед началом года хорошо подготовленный Монтессори-педагог продумает не только, где будут стоять столы, но и с какой стороны подставить к столу стульчик, чтобы создать оптимальную для концентрации внимания зону рабочего места.

  1. Монтессори-материалы

Одним из важнейших компонентов подготовленной Монтессори-среды являются Монтессори-материалы. Тщательно разработанные Марией Монтессори и её помощниками с учётом сензитивных периодов развития, общечеловеческих склонностей, интересов детей и их потребностей в конкретном возрасте, красивые, сделанные из натуральных материалов, аккуратно расставленные на полочках, Монтессори-материалы словно призывают ребёнка подойти к ним и поработать с ними.

монтессори-материалы

Все материалы являются сенсорными (подразумевают вовлечение органов чувств) и/или манипулятивными (подразумевает активное вовлечение рук), что является важнейшим условием для концентрации внимания. Именно при активной деятельности руками и вовлечении в этот процесс интеллекта, происходит концентрация внимания.

Особую роль в создании условий для концентрации играют материалы практической зоны. Зона практической жизни даёт детям возможность участвовать в ежедневной жизни и самостоятельно заботится о себе, окружающем пространстве и других людях.

Зона практической жизни

Именно с зоны практической жизни начинается работа ребёнка в подготовленной Монтессори-среде, и именно там, в большинстве случаев случается переходный момент, когда, вдруг, ребёнок переживает бесценный опыт глубокой концентрации внимания.

  1. Свобода выбора

Каждый ребёнок имеет свободу выбора и выбирает тот материал/активность, которая соответствует его потребностям и интересам в данный момент. Никто не навязывает, с чем поработать ребёнку, и даже если учитель предлагает ребёнку презентацию, ребёнок всегда может отклонить предложение, и заняться чем-то другим. В Монтессори-среде взрослые уважают внутреннего учителя в ребёнке, который знает, над чем надо поработать и как долго ему нужно с этим работать.

Самостоятельный выбор деятельности обеспечивает большую вовлеченность ребёнка в активность и, соответственно, повышает вероятность концентрации внимания.

  1. Свобода работать с материалом столько, сколько хочет сам ребёнок

В хорошо функционирующей Монтессори-среде ребёнок сам решает, как долго ему работать с тем или иным материалом. Взрослый не вмешивается и не решает, достаточно ли или слишком долго ребёнок занимается какой-то активностью.

©upasanamontessori.com
©upasanamontessori.com

Свобода заниматься с материалом столько, сколько хочется самому ребёнку, обеспечивается также самой атмосферой и правилами среды. Никто не может подойти и выхватить у занимающегося ребёнка его материал, так как одно из базовых правил в Монтессори-среде состоит в том, что ребёнок выбирает себе занятие из доступных на полке. До тех пор, пока ребёнок не закончил свою работу и не вернул материал на полку, этот материал не доступен для другого ребёнка. Это правило, помимо прочего, позволяет ребёнку чувствовать защищённость, зная, что он может продолжать работать с выбранным материалом столько, сколько он считает необходимым.

  1. Непрерываемый 2-3-часовой период самостоятельной работы

В Монтессори-среде дети получают возможность для самостоятельной работы в течении 2 часов в группе для детей от 1 до 2.5 лет и 3 часа в группе 3-6 лет. Это значит никаких звоночков, групповых занятий гимнастикой и прочего, что разбило бы этот период на сегменты. Такая организация труда неизменно способствует концентрации, так как даёт ребёнку достаточно времени, чтобы войти в свой ритм работы и углубиться в деятельность, повторять её раз за разом, если есть желание и пока не удовлетворится внутренняя потребность, переходить к другой деятельности. Никто не торопит, не объявляет о завершении работы в самом разгаре рабочего цикла.

  1. Особая роль педагога

Одна из задач Монтессори-педагога заключается в соединении ребёнка с материалом/активностью, которая будет соответствовать его потребностям и интересам в конкретный момент. Нередко требуется мастерство, время и терпение со стороны Монтессори-педагога, чтобы, как говорится, «соединить» ребёнка с его материалом, то есть тем занятием, которое так заинтересует ребёнка, что он сможет пережить первый момент концентрации. Для Монтессори-педагога это священный момент, ведь именно с этого момента начинается трансформация ребёнка. Этот момент ощущается, так, словно ребёнок нашёл себя, соединился со своим внутренним учителем, и отныне, он начинает путь самотворения.

«С этого момента о ребёнке можно уже не волноваться – за исключением того, что готовить для него среду, которая бы соответствовала его потребностям, а также устранять препятствия, которые могут преграждать его путь к совершенствованию» [1].

©leportschools.com
©leportschools.com

Как только такой момент концентрации случается, перед педагогом стоит новая задача – всеми силами защитить этот момент. Защитить не только от вторжения со стороны других детей, но и от самого себя.

«Учитель должен быть очень внимательным и готовым к тому, чтобы распознать явление концентрации как только оно случится. Она должна быть готовой не вмешиваться и не поправлять» [2. стр. 12].

В обычных условиях взрослые часто вмешиваются в деятельность детей. Ведь даже похвала, исправление ошибки или преждевременная и не прошенная помощь есть своего рода вмешательство, даже если за ним стоит благая цель. Одно дело подойти и прервать деструктивную деятельность или поведение , и совсем другое – прервать момент, когда ребёнок глубоко вовлечён в конструктивную деятельность. Поэтому Мария Монтессори наставляла педагогов:

«Не тревожьтесь о том, совершает ли он ошибки, не корректируйте его в этот момент. Самое важное не то, чтобы ребёнок справился с материалом, а то, что этот материал привлёк его внимание. Ребёнок исправит свои ошибки в процессе повторений через контроль ошибок, очень точный для некоторых материалов. Если вы вмешиваетесь, интерес ребёнка угасает, очарованность возможностью исправлять себя развеивается. Словно он говорит: «Я был с собою внутри себя. Вы меня позвали, и теперь это закончилось. Теперь этот материал больше не важен для меня»[1].

Подводя итоги, вновь отметим, что подготовленная Монтессори-среда предоставляет ребёнку необходимые условия для развития концентрации внимания, являющейся фундаментом для всего дальнейшего развития ребёнка. Подготовленная среда создаёт благоприятную атмосферу для сосредоточенной индивидуальной работы, обеспечивает материалы, способные вызвать у ребёнка интерес и требующие от него объединения физических и умственных усилий, предоставляет ребёнку свободу выбора и, в лице педагога, обеспечивает защиту от внешних помех.

Юлия Бортко — montessori-way.ru

Источники:

  1. Montessori, M. Absorbent Mind. Clip Press Ltd. Oxford, England. 2002
  2. Montessori, M. The Child, Society and the World.